banner

Развод чистой воды, или Как не стать добычей мошенника

26 Августа’19
1550
Как-то позвонила знакомая и рассказала, что ее муж по своей наивности стал жертвой аферистов. А афера в том, что его уговорили купить крем от грибка на ногах за… 115 рублей. Такую баснословную сумму он уплатил за маленький тюбик, к которому прилагались в подарок (!) еще два такие же. Была бы оправдана сумма, если бы не тот факт, что суперкрем оказался обыкновенным питательным кремом для ног. Скорее, в России, стране производителе, он стоит какие-то копейки. Мужчина пытался дозвониться на номер, по которому с ним связывались, но, как и стоило ожидать, безрезультатно.     



Как оказывается, мошенничество по телефону – это сегодня весьма распространенная ситуация. Доверчивых и наивных людей разводят на деньги, и не только. Недобросовестные люди настолько ловки, что раскусить их бывает непросто. Как не попасть в сети мошенников, мы попросили рассказать начальника отделения охраны правопорядка и профилактики Свислочского РОВД Дениса ПАВЛЮЧЕНЮ. 

– Денис Валерьевич, расскажите, в чем заключается суть мошенничества?

– Суть мошенничества заключается в том, что жертва сама передает свое имущество злоумышленнику. Мошенники бывают очень убедительны, играя на доверии, хорошем отношении и различных чувствах потенциальной жертвы. 

Наиболее часто мошеннические схемы реализуются под видом, например, просьбы об оформлении на себя кредита для покупки в объектах торговли, у операторов сотовой связи телефона или другого недешевого имущества. Также аферисты могут оказывать услуги, представившись работниками какой-либо организации, предлагают установить в квартире, например, фильтр для очистки воды, прийти на показ товара, где последний можно купить по сниженной цене. Могут звонить по телефону: «Ваш родственник попал в беду (или совершил ДТП со смертельным исходом), срочно нужны деньги, чтобы выручить его»; сообщать о выигрыше: на мобильный телефон приходит SMS «Вы выиграли миллион рублей (или ценный приз), и чтобы получить его, необходимо оплатить 100 рублей задатка (налога и т.д.) на указанный счет». Предлагают купить чудо-приборы «от всех болезней» либо иную домашнюю (строительную) технику по низкой цене. 

– К сожалению, далеко не всегда работникам правоохранительных органов удается помочь людям, которые чувствуют себя обманутыми… 

– Все дело в том, что злоупотребление доверием – не всегда мошенничество. В этом году участились случаи обращений граждан нашего района в милицию с заявлениями о том, что они купили дорогостоящие фильтры для воды, а теперь считают, что были обмануты мошенниками. Однако, проведя проверку по указанным  фактам, установлено, что обратившиеся добровольно заплатили за покупку и получили ее по ранее заявленной цене, а значит, никакого обмана не было.

«Только сегодня этот замечательный набор ножей, который обычно стоит 500 рублей, для вас будет стоить всего 100», «чудо-пылесос, который избавит не только от пыли, но и от вредителей», «фильтр для воды, очищающий ее от любых примесей и тем самым продлевающий жизнь», «замечательные кастрюли из хирургической стали, полный аналог известного бренда по доступной цене» – вот самые распространенные предложения, с которыми представители сетевого маркетинга чаще всего стучатся в двери потенциальных покупателей. 

– Кто чаще всего попадается на удочку мошенников?

– Чаще всего на их уговоры поддаются пенсионеры. Людей пожилого возраста легче всего «обработать», загрузив информацией с кучей фактов и цифр. Нередко продавцы подкрепляют свои слова показательными выступлениями с демонстрацией работы предлагаемого чуда техники. События развиваются примерно по такому сценарию: продавец звонит в дверь и предлагает хозяину здесь и сейчас провести презентацию товара, который только сегодня предлагается по акционной цене. Например, пылесоса. Пропылесосив для демонстрации ковер, продавец открывает прибор, показывает хозяину квартиры почерневшие фильтры и произносит коронную фразу: «Вот что остается в коврах после уборки обычным пылесосом». Затем идет рассказ о том, что остается не только грязь, но и клещи, и прочие паразиты, а избавить от всего этого и сделать ковер действительно чистым может только чудо-пылесос. Стоимость его, конечно, высокая, но ведь хорошее дешевым не бывает. Далее следует «уникальное предложение» рассрочки и еще несколько маркетинговых уловок, после которых хозяин квартиры остается с пылесосом, который не собирался покупать, и договором о рассрочке на крупную сумму. С фильтрами для воды ситуация развивается примерно по тому же сценарию, только вместо уборки следует демонстрация «проверки качества воды».

Агрессивный маркетинг – это целая наука, которой новичков в торговых компаниях специально обучают. У нее есть свои принципы и правила, одно из которых – быть самоуверенным и постоянно задавать вопросы. Засыпая жертву вопросами типа: «вы же хотите, чтобы ваш дом был безопасным?», «разве не очевидно, что эта вода чище и вкуснее?» и подталкивая к «правильному» ответу, продавцы формируют у человека впечатление, что он сам пришел к выводам и решению купить товар. Это всего одна из маркетинговых уловок, а в арсенале опытного продавца их не один десяток.

Позже покупатели понимают, что купили ненужную вещь по баснословной цене, и обращаются в правоохранительные органы. Но по сути такой навязчивый сервис не является незаконным. Покупатель добровольно приобрел прибор, который исправен и выполняет свои функции, о высокой стоимости покупки ему также было известно. Поэтому заключенный договор можно расторгнуть только через суд, ведь такая сделка относится к гражданско-правовым отношениям. Однако для этого нужно доказать, что она была совершена под давлением или в результате введения в заблуждение. А это непросто. Так что остается только посочувствовать тем, кто стал жертвами агрессивного маркетинга.

– Что бы вы посоветовали нашим гражданам? 

– Чтобы не впускали в свой дом коммивояжеров, торговых представителей и рекламных агентов. Никогда не покупайте дорогостоящие вещи спонтанно, а надумав совершить покупку, изучите отзывы о ней и продавцах в интернете. Отправляясь на презентацию бытовой техники, посуды, постельного белья и тому подобного, не берите с собой крупные суммы и документы. Если вам предлагают заключить договор, попросите возможность подумать до завтра и хорошо взвесьте все «за» и «против». Принимайте только обдуманные решения, руководствуясь здравым смыслом – и вам не придется о них жалеть.

– Спасибо, Денис Валерьевич, за подробное разъяснение. Хочется надеяться, что наши граждане ваши советы возьмут на вооружение и не попадут в сети мошенников.

Марина ЯНЮК
Фото носит иллюстративный харатер

Предыдущая статья

Доброе дело благословенно