Фамилия Василенко самая что ни на есть добровольская. Встречается она в Доброволе довольно часто и роднит односельчан. А еще жителей агрогородка объединяет память о девушке с такой же фамилией – Паше Василенко. Здесь и стар и млад знает о судьбе комсомолки-подпольщицы, с которой в 1943 году зверски расправились фашисты, и трепетно хранит эту память.
Паша Василенко (слева) с подругой, 1940 год.
Сегодня имя Паши Василенко носит и одна из добровольских улиц. Та самая, на которой когда-то жила девушка-легенда со своими родителями и братьями. С этой улицы, пожалуй, и начинается сегодняшняя Доброволя. Ведь по пути из Свислочи, минуя указатель населенного пункта, попадаешь как раз на нее.
Жители улицы Паши Василенко – в основном люди зрелого возраста. Те, у кого за спиной немало пройденных дорог, шагая по которым, они успели и порадоваться, и помучиться, и посмеяться, и поплакать. В какую дверь ни постучи – за каждой своя история, своя судьба, рассказами о которой открыто готовы с тобой поделиться.
Дом № 12. Здесь живет Евгения Васильевна Свейко. Она давно на пенсии (уже девятый десяток разменяла). Давно отложила в сторону все орудия труда и взяла в руки тросточку…
Отдыхает и от работы, и от жизненных невзгод, нежась в заботе детей (вот и в день нашего визита они были у мамы в гостях и хлопотали во дворе да огороде). При случае вспоминает Евгения Васильевна, как росла в компании сестер и братьев, как в 1943-м папа умер, как маме впятером все дружно помогали, как в 1945-м, имея десять лет от роду, в школу пошла, как замуж позвали, как овдовела и троих детей сама поднимала… Что и говорить – были трудности и испытания. Но, слава Богу, хватило физических и душевных сил все пережить. Не было времени отчаиваться и опускать руки. Везде нужно было успеть: и за детьми посмотреть, и по хозяйству управиться, и на ферме своих рогатых подопечных не обидеть. Все получалось. Дети Миша, Галя и Лена выросли хорошими людьми, подарили Евгении Васильевне пятерых внуков, дождалась бабушка и правнуков. А о трудовых успехах бывшей доярки колхоза «Пограничник» напоминают бессчетные грамоты.
– А почему вы решили обо мне написать? – спрашивает Евгения Васильевна.
Объясняю, что мне интересна их улица, которая носит имя Паши Василенко, и они, ее нынешние жители.
– А-а-а, Паша… – протянула Евгения Васильевна. – Она с моей старшей сестрой Марией дружила. Приходила к нам, вечерки организовывали… Веселая была. И смелая. В войну с партизанами связь держала. Когда наш папа умер, сочувствовала, жалела… А через месяц немцы ее, бедненькую, повесили. А с ней вместе отца (его Тимохом звали), дядьку Ивана и брата Алешу. На подводу всех ставили, петли накидывали и потом лошадей отгоняли. Алексея только с третьего раза повесили: все веревка рвалась. Говорили, что даже немцы увидели в этом знак и обещали сохранить парню жизнь, если и в третий раз оборвется. Не оборвалась… А Паша, как сейчас помню, висела в таком осеннем сереньком пальто. Долго их не разрешали немцы снимать, оставили для науки другим: мол, вот что будет с вами за помощь партизанам. Паша жила тут недалеко: хата та, правда, по-новому перестроенная, и теперь стоит. Тут, в Доброволе, и племянник Пашин живет – Вася Василенко.
Дом № 32 – тот самый, в котором ютилась в начале 1940-х большая семья Паши Василенко.
Здесь нас приветливо встретила Анастасия Николаевна. О том, что история дома связана с трагической судьбой семьи Василенко, нынешняя хозяйка, конечно же, знает.
– А я ведь тоже Василенко, – говорит она и рассказывает историю своей жизни.
Она непростая, потому что сиротская. Родилась Анастасия Василенко (в девичестве Борель) 14 июля 1941 года – только-только началась война. Впереди – годы военного детства под гнетом фашистских оккупантов, трудное время возрождения родной земли после освобождения. Новая беда пришла в семью, когда заболела и умерла мама. Вся женская работа по дому, а также забота о младших братьях легли на хрупкие Настины плечики. Скоро отец снова женился, и Настя сменила сиротскую долю на горькую долю падчерицы. Дел по хозяйству меньше не становилось. Не раз девушке пришлось и в Украину на заработки съездить. Привозила домой пшеницу, ячмень, сахар, семена подсолнуха… Бывало, заработанные продукты продавала на месте – хотелось приодеться, пальто, платье купить… В 1963-м Анастасия замуж пошла за добровольского парня Александра Василенко. А в 1965-м они с мужем стали хозяевами дома на сегодняшней улице Паши Василенко. «За четыреста рублей купили», – помнится Анастасии Николаевне. Здесь вырастили и воспитали трех дочерей, сюда сейчас приезжают шестеро внуков и восемь правнуков. Успели супруги и в колхозе потрудиться: муж – шофером, жена – телятницей. Умели работать. Так, в 1982 году Анастасии Николаевне были присвоены звания «Ударник коммунистического труда» и «Мастер животноводства второго класса». За добросовестный труд и высокие производственные показатели многократно награждалась почетными грамотами руководства колхоза.
Легок и увлекателен рассказ Анастасии Николаевны. Но – увы! – нужно прощаться, ведь нас в Доброволе ждут еще по одному адресу.
Нет, это уже не улица Паши Василенко. Беловежская! Но говорить и там будем о ней – о Паше. И не с кем-нибудь, а с ее племянником – Василием Василенко.
Он сын Владимира – одного из братьев Паши, пережившего военное лихолетье и оставшегося в живых. Василий Владимирович и Нина Константиновна – приятные, открытые люди. Память о тете Паше, дедушке Тимофее и его брате Иване, дяде Алеше, которых немцы предали повешению, и дяде Павле, который погиб, сражаясь с врагом, в 1945 году, – для них сегодня настоящая семейная реликвия. Правда, немного нам рассказал о тех трагических военных событиях Василий Владимирович. Говорит, его отец не любил говорить об этом с ним, сыном. А вот с внучкой Натальей Левончук доверительные беседы вел, удовлетворяя ее неподдельное любопытство. Она, педагог Порозовской СШ, несколько лет назад вместе с сыном Артемом даже написали целую научную работу о военной истории своей семьи.
Этот труд для них – дань памяти павшим от рук фашистов родным, а для нас – возможность узнать что-то новое из истории семьи Василенко.
Из сочинения Артема Левончука, г. п. Порозово:
«Моя прабабушка, Зинаида Юстиновна Борель, вспоминала, как в один из ноябрьских дней 1943 года немецкие палачи провели семью Василенко через всю деревню, на шее у них висели таблички «Мы помогали партизанам». Не знали Тимофей Иванович, его брат Иван, Паша с Алексем, что видят односельчан последний раз. Из всей большой семьи остались в живых Михаил, Владимир (мой прадедушка) и их мама. Но и она вскоре умерла: не выдержало сердце большой потери. Только о судьбе Павла никто ничего не знал. Спустя много лет мы разыскали информацию о боевом пути Павла Василенко. Согласно документам, он призывался 01.01.1941 года. Первые сведения об его участии в боевых действиях датируются 01.02.1942 года в районе Краснодара. В донесении о потерях указано, что Павел Тимофеевич Василенко умер от ран 13.03.1945 года. Братская могила, где он был захоронен, находится в п. Зайцево Калининградской области. Теперь наша семья знает об этом, и каждый год в День Победы кто-нибудь из родственников ездит туда».
Наталья ТУРКО
Фото автора
Читайте также:
"Их именами названы улицы". Улица Паши Василенко
Электронная
подписка на «СГ»
Подробнее
подписка на «СГ»