Путешествуя по просторам Интернета, чего только не увидишь, чего только не прочтешь!.. Информационные потоки льются как из рога изобилия, успевай только подставлять «свободные» уши или глаза. Как же много развелось желающих выступать в качестве новостного рупора! А откуда прилетела информация? Кто первоначальный источник? Кто ее перепроверил? На чьи интересы она работает? Уважающий себя читатель интернет-новостей должен научиться «фильтровать» полученную информацию.
Недавно именно в этом «паутинном царстве» — Интернете — наткнулся на информацию о том, что якобы в Гродненской области имеются факты притеснения поляков по национальному признаку. И основным способом для этого является лишение детей польской национальности возможности обучаться на польском языке.
Поскольку в нашем городе работает школа № 8 с польским языком обучения, я решил проверить наличие таких фактов и лично поинтересоваться, каким таким образом здесь ущемляются эти самые права этнического польского меньшинства.
Вопрос, если честно, директора школы Галину Булай удивил, и она не сразу поняла, что я имею в виду.
— Давайте обо всем по порядку, — предложила директор, разобравшись в сути вопроса. — 12 июня мы, как и все учреждения образования района, начали прием документов в первый класс. В соответствии с приказом управления образования райисполкома, который основывается на наших возможностях, площади учебных классов, количестве имеющихся мест, санитарно-эпидемиологических нормах и т. д., в этом году мы набираем в первый класс 20 человек. В первый день приняли 18 пакетов документов. Одна мама подала не весь перечень документов, поэтому его принять не смогли. В течение нескольких следующих дней родители принесли необходимые документы еще на двоих детей, и мы укомплектовали первый класс полностью. Никакого ажиотажа не было, все прошло в спокойном рабочем режиме.
— Галина Александровна, на ваш взгляд, ущемляются ли каким-либо образом права этнических поляков в рамках деятельности вашего учреждения образования?
— Считаю, что никакого ущемления прав поляков нет. Все желающие, кто представил полный пакет документов, были приняты в школу. Тем, кто не намерен обучаться в нашей школе, но хочет изучать польский язык, мы предоставляем такую возможность — отдельное преподавание польского языка нашими специалистами. Около тридцати человек ежегодно пользуются этой возможностью. Да и о каком ущемлении прав может идти речь, если созданы все необходимые условия: работа школы финансируется за счет белорусского государства, управление образования райисполкома организовало бесплатный подвоз наших учеников из сельской местности, детям оплачивается проезд в городском транспорте из местного бюджета. Ребята обеспечены отличным питанием, хорошими условиями в кабинетах и всем необходимым для учебы. Уровень образования с каждым годом повышается: об этом, к слову, говорят наши успехи в олимпиадном движении различного уровня. К примеру, в 2010/2011 учебном году призерами районного этапа олимпиад по различным предметам становились пять учеников, а в 2020/2021 — уже 37, как на районных, так и на областных этапах. Еще один пример: недавно пришла замечательная новость — выпускница этого учебного года Каролина Маковецкая на ЦТ по биологии получила 100 баллов, а до этого на ЦТ по русскому языку — 95.
— Все ученики школы являются поляками по национальности?
— Мы официально такую статистику не ведем, но точно — нет. Например, в новом первом классе из 20 человек 11 — по национальности поляки. Получается чуть больше половины.
— Вы говорили о достижениях учеников, о высоком уровне и качестве образования в школе. После ее окончания ребята в основном поступают в вузы Польши? Получается, обучив белорусских детей за государственный счет, мы отдаем хорошо подготовленных и успешных студентов польским учебным заведениям?
— Образование мы действительно даем на высоком уровне. Что же касается дальнейшей учебы только в Польше, то не все делают такой выбор, — уточняет директор школы. — По результатам последних пяти лет четверть выпускников поступает в белорусские учебные заведения. В школе мы проводим профориентационную работу как с учащимися, так и их родителями. Для того, чтобы ученикам проще было определиться с будущей профессией, чтобы выбор вуза соответствовал предпочтениям и возможностям ребенка, в школе организовываются встречи с представителями гродненских университетов, сотрудниками различных ведомств и организаций района. Для старшеклассников организуем посещения учебных заведений: Гродненского государственного университета им. Я. Купалы, Полесского государственного университета, Гродненского политехнического колледжа, Жировичского государственного аграрно-технического колледжа и других, а также учебных заведений нашего города. Для учащихся 9 класса проводятся факультативные занятия «Профессия моей мечты». На заседаниях родительского университета «Мой ребенок — старшеклассник» рассматриваются вопросы профессионального самоопределения учащихся.
— А что по поводу притеснения поляков думают родители школьников, которые обучаются в восьмой школе?
— Мои две дочери обучаются в этой школе: Юлия перешла в 11 класс, Виктория — в 7-й, — рассказывает Галина Владимировна Кащиц. — У нас межнациональная семья — муж поляк, я белоруска. Живем хорошо, трудимся, растим дочерей. Когда выбирали для старшей дочери школу — выбор пал на восьмую: понравилось здание, приветливые учителя. За несколько лет обучения нисколько не пожалели о своем выборе.
— Галина Владимировна, замечали вы когда-нибудь особое отношение в школе к вашим детям?
— Нет. Никогда. Школа дружная, классы небольшие. Когда мы относили документы старшей дочки для оформления в 1 класс, даже недобор был. Дети и родители общаются между собой хорошо. Много в школе мероприятий различной тематики, они тоже объединяют. Нет разницы, какая национальность: мы все — белорусы, живем в одном городе. Я, если честно, даже не знаю точно, кто конкретно какой национальности в классах дочерей. К чему это разделение? Ни Юля, ни Вика никогда такие вопросы не озвучивали.
— Куда планирует поступать после 11 классов ваша старшая дочь?
— Конкретно с вузом не определились, она планирует стать медиком.
Еще одна мама двух девочек, которые обучаются в СШ № 8, — Юлия Евгеньевна Шалабода, — отвечая на аналогичные вопросы, однозначно утверждает:
— Никогда никакого притеснения не замечала. Я по национальности полька. Чтобы ко мне или к моим детям как-то по-другому относились или ущемляли наши права — такого никогда не было. Нам нравится школа, педагоги. Мы — верующие, ходим в костел, изучать польский язык в школе, я считаю, это хорошая возможность для детей. Мы все одинаковые у нас в городе, хоть кто-то ходит в костел, а кто-то — в церковь.
— Если дети изучают польский язык, то можно предположить, что поедут учиться в Польшу?
— Изучение польского языка — это дополнительное развитие ребенка. До поступления в вуз старшей дочери еще два года, но уже сейчас предварительно выбрали вуз. Это Гродненский государственный университет им. Я. Купалы. С факультетом еще не определились. Скорее всего, будет юридический.
После общения с директором школы и родителями учеников я еще раз убедился, что притеснение кого-либо по национальному признаку — это явно не про нашу страну. В Беларуси нет разницы, кто ты по национальности, мы все — белорусы. Государство обеспечивает всех равными социальными гарантиями и правами. Фейковые информационные вбросы — яркий пример попыток ослепить и замутнить сознание белорусов. Посеять вражду в нашем обществе. Каждый из нас должен задуматься над этим, думать своей головой, а не полностью поглощать потоки лживой информации из всемирной паутины. Нам нужно сохранить нашу общность, покой и согласие в нашей стране. Единство надо крепить, сохранять, и очень кстати, что 2021 год в нашей стране объявлен Годом народного единства.
Наш час