Отправившись в командировку в деревню Калиновскую, рассчитывала увидеть пожилую, уставшую, с потухшими глазами, в свое время много и тяжело работавшую женщину. Увидев на пороге дома бодрую озорную сельчанку, на всякий случай переуточнила:
– Здесь живет Евгения Владимировна Бучик?
– Да. Это я, проходите в дом, – последовало в ответ.
В зале взглядом ловлю целую стопку ровно сложенных на столе грамот и благодарностей. Евгения Владимировна подготовилась к нашей встрече. Яркая, энергичная, с модной стрижкой «под ежика», она под стать озорной целеустремленной девчушке.
– А сколько вам лет? – не могу скрыть любопытство.
– Семьдесят три. На Октябрьские праздники родилась, 7 ноября, – с гордостью и улыбкой на лице ответила Евгения Владимировна. – Мой день рождения когда-то весь Союз праздновал (смеется), и теперь тоже выходной день.
Пожалуй, не поспоришь. На этой веселой ноте мы и продолжили разговор.
Хозяйка дома рассказала, что ей пришлось рано повзрослеть. Жили небогато. В семье воспитывалось четверо детей. Мать и отец из простых, всю жизнь проработали в колхозе – трактористом и полеводом. После окончания Ятвеской семилетки пошла в сельское хозяйство и Евгения. Работала дояркой на ферме. Было ей в то время 14 лет. Руками доила 25 коров. Сказать «было тяжело» мало. Было очень тяжело. От постоянного напряжения у девушки стали болеть и опухать руки, и ей пришлось уйти на другую работу, как Евгении тогда казалось, более легкую – на свиноферму. Здесь она проработала полтора года. Потом, устроившись в Свислочскую МСО, решила попробовать себя в профессии бетонщика-арматурщика. Для женщины это весьма сложное дело. Но Евгения хорошо со всем справлялась. Ее руки живо месили бетонные растворы, выполняли всю необходимую на стройке работу.
Но никак она не могла прожить без сельского хозяйства. Стала работать в полеводческой бригаде. Вышла замуж за своего земляка. Строили собственный дом, растили двоих сыновей и работали: он – в военной части в Кобыльниках, она – в колхозе.
Не знали руки покоя. Евгения если бралась за работу, ее было не остановить. Так, в 1987 году на весь Советский Союз прославила родной колхоз.
– Меня поставили звеньевой по льну, – рассказывает Евгения Владимировна. – Наш участок добился самых высоких результатов. Получили 12 центнеров льноволокна и 9 центнеров льносемян, льнотресты – 1,75. День и ночь работали: вязали, молотили. И все руками. Колхоз имени К. Калиновского за высокие показатели по льну получил переходящее Красное знамя. А мне вручили медаль «За трудовую доблесть».
Потом еще их, наград разного уровня, было очень много у Евгении Бучик. Ее имя в 1988 году было занесено на районную Доску почета. За что бы она ни бралась, лучше чем кто-либо делала, с душой, на совесть. Два года возглавляла участок растениеводства. За хорошую работу в этой отрасли была поощрена Почетной грамотой Свислочского районного агропромышленного объединения и профсоюза работников АПК. Проявила себя женщина и в животноводстве. 23 года проработала на ферме оператором по доращиванию КРС. Евгения Владимировна добивалась самых больших привесов молодняка. С телятами она обходилась, как с малыми детьми: и накормит, и присмотрит, и приласкает. Не могла своих подопечных ни на день оставить. Как признается, за все время работы ни разу на больничном не была, работала без выходных и отпусков. А когда приходилось уезжать по общественным делам, на партконференции, то очень переживала, как там без нее ее телятки. Ей казалось, что никто так, как она, их не досмотрит.
Евгения Владимировна была депутатом районного Совета депутатов 20 созыва, состояла в членах партии. Ей всегда нужно было быть впереди и других за собой вести. Образно говоря, женщина-знаменосец. Ее уважало руководство хозяйства, прислушивалось к ее авторитетному мнению.
– Я хорошую жизнь прожила, – говорит Евгения Владимировна. – И люди встречались мне хорошие. Я не в обиде на судьбу, хотя наряду с яркими немало и черных полос она мне преподнесла.
Евгения Владимировна по жизни оптимист. С ней поговоришь – летать захочешь.
– Я никогда не жалуюсь, не ропщу, – признается женщина. – Разве что-то изменится от того, что мы будем постоянно жаловаться на жизнь? Я и своих соседок подбадриваю, когда встречаемся возле автомагазина. Новости им расскажу, потому что всегда по телевизору смотрю только новостные программы. На пенсии появилось время для чтения книг. Много читаю. Книги нам в деревню из районной библиотеки привозят.
Просто так сидеть дома – это не для Евгении Владимировны. К ней порой обращается председатель Незбодичского сельсовета Мария Качко с различными просьбами, касающимися благоустройства деревни. У Евгении Владимировны она всегда находит понимание.
Моя героиня давно живет одна. Уже 20 лет, как не стало мужа. У сыновей свои семьи. Александр живет в Свислочи, Николай – в Занках. Часто навещают ее.
Мы долго и мило беседовали, незаметно за разговором пролетело время. Казалось, что мы знакомы с Евгенией Владимировной давно. Я просто восхищалась ею. Свою судьбу она «шила» сама, из лоскутков. Получилось яркое полотно, потому что шла по жизни с верой и оптимизмом и в ее широко распахнутой душе хватило места на любовь, доброту и тепло.
Марина ЯНЮК
Фото автора
Электронная
подписка на «СГ»
Подробнее
подписка на «СГ»