Как известно, зарплата в любой сфере зависит от опыта работы, квалификации. Значит, престижность. Может, сейчас быть программистом круче, чем слесарем или водителем? Но каждому – по способностям и возможностям, и главное – в любой профессии оставаться человеком, знающим свое дело и отдающим ему себя.
Специализации водителей
Профессия «водитель» включает различные специализации, определяемые типом транспортного средства, которым управляет водитель. Остановимся на некоторых из них, выделим плюсы и минусы.Водитель такси – профессия очень увлекательная, если вы общительный человек. Минусы этой работы состоят в том, что пассажиры бывают разные, иногда оставляют желать лучшего. Но плюсов в ней достаточно: такси всегда востребовано, график работы – гибкий, высшее образование не требуется, да и местность, где вы работаете, узнаете досконально.
Водитель общественного транспорта – одна из самых ответственных работ, ведь нужно контролировать не одного, а сразу многих пассажиров. Минус в ней всего один – пока вы на маршруте, все внимание на управлении автобусом, троллейбусом или трамваем. Отвлекаться нельзя. Зато плюсов много: вы постоянно в движении, не заскучаете.
Все рабочее время водителя спецтехники посвящается специализации, а не перемещению. Поэтому эта специальность привлекает людей, которые обладают инженерным мышлением, любят работать с техникой и имеют физические и психологические качества, необходимые для управления сложными машинами.
Водитель междугородних перевозок (дальнобойщик) – особенная специализация. К минусам можно отнести длительность рейсов, где не так уж и много удобств, прерывистый сон, холодная еда. Но романтикам автострад эти минусы нипочем, для них такая работа – свобода и сплошное путешествие.
Водитель скорой медицинской помощи – это еще одна специализация, где водителю не удастся насладиться поездкой. К минусам этой профессии можно отнести стрессы из-за сильных нагрузок и нестабильности состояния больных. Плюсами же будут умение справляться со сложными ситуациями и гордость за то, что помогаешь спасать жизни.
Водитель милицейской машины – еще одна особенная специальность, где не полихачишь и находишься всегда в напряжении. Водителям милицейской машины нужно уметь ездить одновременно быстро, правильно, а также безупречно выбирать маршрут, чтобы выгадать несколько минут и привезти наряд в нужное место вовремя.
Это интересно
Водитель автомобиля – профессия историческая. Временем ее «рождения» считают XVIII век, когда французский инженер Никола-Жозефе Кюньо создал паровую повозку. На трехколесный транспорт размером 60 сантиметров, весом 3,5 тонны был установлен большой паровой котел. Человека, который его топил, называли chauffeur (в переводе с французского – «истопник, кочегар»). Максимальная скорость повозки составляла до 7 км/час. Шофер управлял паровой машиной, постоянно подбрасывая в топку уголь и при помощи рычага поворачивая переднее колесо.В конце XVIII века американский исследователь Эванc построил паровую повозку, которая получила название «Орактур Амфибилоc». Эвансу был выдан первый патент на автомобиль.
Сейчас название профессии «шофер» заменено на словосочетание «водитель автомобиля». Современный водитель должен иметь права, которые подтверждают его умение управлять транспортом, и, как правило, навыки вождения разных видов транспортных средств. Поскольку водитель – профессия в каком-то смысле универсальная, он также выполняет разные работы по техническому обслуживанию автомобиля. И в принципе, быть водителем – это не просто сесть за руль и поехать, но и определить маршрут, оценить ситуацию на дороге, предусмотреть возможные неисправности, в случае опасности сделать все, чтобы не допустить аварии.
Карьера
Водитель – одна из профессий, где вы действительно можете рассчитывать на карьерный рост. В зависимости от компании, в которой вы работаете, можно стать старшим по маршруту, ответственным за логистику или заведующим автопарком.Подняться по карьерной лестнице можно и другим способом – набраться опыта, а потом начать работать на себя или открыть бизнес. Если предприниматель на автомобиле поведет дела правильно, его доход может вырасти в разы.
Призвание – помогать людям
Наверное, никто не сможет сказать, как формируется призвание – либо человек тянется к нему интуитивно, выбирая профессию по душе, либо оно его находит в процессе определенных поисков. Почему один школьник мечтает стать космонавтом, другой – врачом, третий – учителем и никем иначе?А вот у Федора Марковского, еще со школьной скамьи решившего стать водителем, есть ответ на этот вопрос: «Просто хотелось крутить баранку». Какой специализации отдать предпочтение, подсказала, скорее всего, интуиция.

На фото: Федор Марковский
Федор Марковский работает водителем автомобиля «скорой помощи» Свислочской ЦРБ. Водителем спецавтомобиля – уже 17 лет, а вообще в районной больнице – с 1989-го.
Его путь в профессию начался в рядах Вооруженных Сил. Молодого человека, получившего до призыва права категории «С», посадили в армии за руль БТРа. После демобилизации долго раздумывать, с какой сферой деятельности связать свою жизнь, не пришлось. Была возможность уехать в столицу, но он предпочел остаться на малой родине и устроился в районную больницу.
– Вначале на легковых автомобилях возил врачей, главврача. Командировки в разные уголки страны, срочные выезды в любое время суток, – рассказывает Федор Федорович. – Потом перевелся водителем УАЗика. Возил врачей на осмотры, пациентов в больницу в Гродно или Волковыск, доставлял медицинское оборудование. Разные поручения выполнял. Иногда подменял находившихся в отпуске водителей «скорой».
И уже тогда Федор Марковский понял, что спешить в составе бригады «скорой помощи» на помощь людям, – это его дело, к которому он шел все это время. Он заметил, что ему нравится помогать. Поэтому, когда освободилось место, перевелся водителем «скорой». Тем более, что уже и обязательный (не менее трех лет) водительский стаж был, и нужная категория. Сейчас у него второй водительский класс.
– Мне нравится работать, – отмечает Федор Марковский. – Самое главное в профессии водителя «скорой» – оперативно доставить медиков к больному и так же быстро довезти, если нужно, пациента в больницу.
Водителю спецавтомобиля приходится иногда помогать медикам.
– Теперь легче стало работать, в бригаде два медика – фельдшер и медсестра. Да и спасателей можно вызвать в определенных случаях, – говорит Федор Марковский. – Раньше к больным выезжал только фельдшер, так что приходилось помогать. Бывали случаи, когда нет никого поблизости, а пациента надо перенести на носилках к «скорой».
Опытный водитель советует молодым не бояться этой профессии. Она подойдет для тех, кто хочет помогать людям наряду с медиками.
– Глаза боятся, а руки делают, – рассуждает наш земляк. – Вроде все видел, на разные вызовы приходилось выезжать, но все равно бывают такие ситуации, что, кажется, не готов. Мы же тоже люди. Переживаем за все. Бывает, дежурство пройдет спокойно, а бывает – ни минуты свободной нет. Кстати, так было в первый день моей работы на «скорой».
По словам Федора Марковского, новичкам-водителям важно понимать, что удовольствие от работы приходит, когда наработаны навыки почти автоматического выхода из аварийных ситуаций на дорогах, когда отточено умение водить в сложных погодных условиях. Все застревают на трассе – а ты не застрял, потому что у тебя все предусмотрено до мелочей. Вот тогда ты профессионал, и вместо волнений и страхов в тебе поселяется радость от работы.
Кому подойдет профессия
Эта профессия подойдет тем, кто обладает такими качествами, как:►максимальная сосредоточенность и внимательность на дороге, соблюдение Правил дорожного движения;
►умение ориентироваться и быстро адаптироваться в пространстве;
►наличие навыков в ремонте и обслуживании, что особенно важно, если водитель работает на дальних маршрутах;
►коммуникабельность, а именно – свободное общение с клиентами, пассажирами;
►стрессоустойчивость, которая помогает при возникновении нестандартных ситуаций;
►физическая выносливость, которая позволит долгое время управлять транспортом, не чувствуя усталости или сонливости.