banner

Петр Складанек: «Санкции вредят всем»

29 Сентября’22
1480
Предприятие «ВестЛоджинг» было основано 27 марта 2012 года с привлечением иностранных инвестиций. Основная деятельность – производство и реализация щепы (переработанная некондиционная древесина, отходы лесопиления) на экспорт. В 2019 году иностранное общество с ограниченной ответственностью «ВестЛоджинг» заняло первое место в номинации «Эффективный бизнес в сфере производства». И сегодня нам с директором предприятия Петром Складанеком поговорить бы только о хорошем по случаю юбилея, но мы о жизни, в том числе о санкциях.



– Петр, скажите, когда предприятие-победитель почувствовало, что пора затягивать пояс?

– Дату назову точно – 3 июня 2022 г. В этот день наши польские партнеры (крупные предприятия) сообщили, что отказываются приобретать у нас продукцию. Кроме того, правительство Польши четко дало понять всем бизнес-сферам, что действие в обход санкций будет наказываться штрафом в большом размере. Знаю бизнесменов, которые были оштрафованы. Казалось, долго вся эта ситуация не продлится – месяц, максимум три. Но сейчас понятно, что до мая следующего года ничего не поменяется. В Польше уже утвержден бюджет на весь отопительный сезон, население получит большие доплаты, чтобы рост цен на услуги не ударил по карману. 

– Вы, конечно, понимали, что вводимые санкции рано или поздно коснутся и вашего бизнеса. Масштабы бедствия не удивили?

– Можно сказать, что морально мы были готовы. Кто-то закрыл свое производство. Но мы много инвестировали в этот бизнес, поэтому решили бороться до последнего. Понимаем, что другие страны – это другие деньги, другие условия, дорогая логистика. В Беларусь мы потому и пришли, что условия здесь хорошие. Еще до введения санкций за кубометр дров платили по шесть евро, в Польше он стоил двадцать евро. Почувствуйте разницу. 

– Какие потери пришлось понести? 

– Значительные. И это при том, что мы не брали никаких кредитов. Предприятиям, которые сейчас завязаны на кредитовании, особенно тяжело. В лучшие времена мы отправляли на Польшу по 12–15 тысяч кубометров щепы ежемесячно. Стоимость одного кубометра без доставки 50 евро. Вот и посчитайте наши потери. К тому же предприятие «ВестЛоджинг» помогало зарабатывать железной дороге. Это и транспортные услуги, и аренда площадок для хранения сырья. 

– Петр, «ВестЛоджинг» помогал нашему району отчасти решить вопрос с занятостью населения. В штате было больше пятидесяти человек. Как сейчас сложилась их судьба?

– Сегодня штатная численность предприятия двадцать человек, из них девять находятся в отпуске за свой счет. В основном остались водители, механики и слесари. Всех, с кем нам пришлось расстаться, предупредили заранее, что надо искать работу. Знаю, многие трудоустроились на сельхозпредприятия.

– Как любой руководитель вы наверняка просчитываете дальнейшие ходы, стараетесь найти выход из сложившейся ситуации. Можете поделиться планами?

– Вообще в сфере деревообработки я работаю больше двадцати лет. Первые четырнадцать лет нарабатывал опыт в Польше, затем решил реализоваться в Беларуси. Думаю, до сих пор все получалось, поэтому и сейчас, в условиях санкций, не сидим на месте, находим новые рынки сбыта. Например, предприятия жилищно-коммунального хозяйства в границах Республики Беларусь. Цены здесь, конечно, не те – 50 рублей с доставкой за кубометр щепы, да и рассрочку многие просят на 90 дней. Однако это все лучше, чем ничего. Стараемся прийти к взаимовыгодным условиям. Пока четкие перспективы прослеживаются с тремя предприятиями. Кроме того, продаем населению колотые дрова. Цены доступные, доставка в течение двух недель. В день наш сотрудник до ста звонков принимает. Поэтому планируем в кратчайшие сроки закупить побольше древесины в лесхозах. 

– Подведем итог?

– Санкции вредят всем. Однозначно. Ждем с нетерпением, когда все наладится и вернется на круги своя. Считаю, что страны, их правительства должны договариваться, находить точки соприкосновения, ведь страдают в первую очередь простые люди, несет потери бизнес. 

Ольга БУБЕНЧИК
Фото автора

Предыдущая статья

В деревне Калиновской на своем приусадебном участке в емкости для воды утонула местная жительница