Его портрет был помещен на районную Доску почета, а также на Доску почета хозяйства. Словом, труд водителя был оценен по достоинству.

С детства мечтал стать шофером
Любовь к шоферскому делу у Ивана Гинча зародилась в детстве. Крестный часто брал маленького Ваню к себе в кабину, и мальчишка просто светился от радости. А когда крестный выходил на несколько минут по каким-то делам из машины, оставляя Ваню одного, тот мгновенно оказывался на водительском сиденье и «рулил» во все стороны, изображая заправского шофера. Крестный улыбался и подзадоривал мальчонку: «Ну ты, Ванюшка, прямо, как настоящий шофер!» И слова те оказались пророческими.
Шло время, Ваня подрастал и уже всерьез думал о том, чтобы стать водителем-профессионалом и связать свою жизнь с дорогой.
Закончив десятилетку, некоторое время работал в колхозе, а потом в военкомате Ивану дали направление в ДОСААФ, где он и получил водительские права. Парня ждала армия. Но там ему не довелось сесть за баранку. Службу проходил в войсках военно-воздушных сил в городе Калинине (ныне Тверь). Отслужил два года и вернулся в родные Гринки повзрослевшим, возмужавшим парнем. Сразу же пошел устраиваться на работу в колхоз, надеясь, что сядет, наконец, за руль машины. Надеялся не напрасно, но машина парню досталась старенькая, виды видавший ГАЗ-51. Года два отъездил на нем, пока не списали. А тут указание поступило от руководства хозяйства: «Поедешь получать новую машину в Саранск». Вот где радости было! В Саранск добирались с механиком поездом и самолетом, а обратно – на новом ГАЗ-53. Но, увы, самосвал ему не достался. Отдали более опытному шоферу. Иван слегка огорчился, но переживать по такому поводу не стал. Ездил на машине с оборудованием, с помощью которого окрашивали стены ферм, проводили дезинфекцию. Года два так работал. Машина была не новой, приходилось не раз ремонтировать, но Иван не жаловался, главное – он был за рулем!
И тут снова поступает указание ехать за новой машиной и опять в Саранск. Ехал молодой водитель в далекий российский город с надеждой, что эта машина точно достанется ему. Так и вышло. Вручили Ивану ключи от новенького грузовика ГАЗ-53 и пожелали счастливых дорог. Ох и радовался парень! Он, как музыкант с тончайшим слухом, мгновенно слышал любую неполадку и сразу устранял ее. Он чувствовал свой автомобиль, как живое существо, и был предан выбранному делу всецело. Иначе он не умел. В этом весь Иван Николаевич Гинч.
Его уважали на работе, с ним советовались, он был авторитетом для молодых ребят, да и для старших коллег.
Герой газетных страниц
Километры, километры, километры… Мелькали за окнами машины пейзажи. Зимы сменялись веснами, вслед за летом спешила осень – и так сорок лет и два года.
Приходилось колесить по всей Беларуси. Бывало, за сутки более тысячи километров наматывал спидометр.
– Помню, ездил как-то в Могилев, – вспоминает Иван Николаевич. – Туда и обратно без отдыха. Это был тот случай, когда радовался, что дорога с ухабами, подбрасывало время от времени и уснуть не давало. На ровной трассе, наверное, уснул бы за рулем. А так кручу баранку, кручу, а когда совсем уж в сон клонило, остановлюсь, пройдусь туда-сюда и снова в путь. Ездил на разные ярмарки, отвозил двигатели на ремонт, запчасти к тракторам привозил. Минск, Борисов, Солигорск, Витебск, Могилев, другие города – много где бывал.
Но самой горячей порой всегда была уборочная. Вот тогда трудились от зари до зари. Комбайнеры старались побыстрей убрать урожай, а мы, шоферы, вовремя вывезти с поля. В урожайный год я до 1000 тонн зерна перевозил. Не раз на уборке первые места занимал.
И действительно, среди лучших водителей во время уборки урожая было имя Ивана Гинча. Каждый год трудовые достижения водителя Гинча были запечатлены и на газетных страницах. Они бережно хранятся на полочке в шкафу, и в момент моего приезда веером легли на столик, как и грамоты, дипломы, благодарности, нагрудные знаки «Ударник ХІІ пятилетки», «За работу без аварий». И, конечно же, орден «Знак Почета», который Ивану Николаевичу вручили в 1988 году. Тогда Ивану было всего-то тридцать лет.
– В те времена такие награды вручали в райкоме партии, – продолжает Иван Николаевич. – Помню, собрали тогда много человек. Кому орден вручали, кому – медаль. Радостно было на душе, что труд мой замечен, что удостоен такой высокой награды. Хотя я работал, не думая про ордена и медали, просто трудился, потому что так научен был с детства. Человек и труд – понятия неразделимые. Так было во все времена. Если трудится человек с душой, то что-то имеет, а легкого хлеба не бывает.
Конечно, я гордился, что мне, еще такому молодому, орден вручили. Надо было еще усерднее работать, чтобы доказать, в первую очередь самому себе, что достоин этой высокой награды. Я старался, по-другому и не умел.


Высшая награда – семья
Вечером приходил Иван домой в пропыленной робе, пропахший бензином и ветром, уставший, но счастливый. Счастливый, потому что дома ждала его любимая жена Галина и две доченьки – Танечка и Маринка. Нос щекотал запах вкусного ужина, приготовленного заботливыми руками хозяюшки, словом, жизнь была прекрасной и удивительной.
Такой она является и теперь, спустя 43 года семейной жизни. Супруги по-прежнему идут по рука об руку, сохранив тепло и уважение друг к другу. Они воспитали достойных детей, дали им путевку в жизнь и сегодня радуются успехам дочерей. Всегда для Ивана Гинча высшей наградой была семья. Два года назад наш герой отметил юбилей –
65 лет со дня рождения. По такому поводу поздравить юбиляра приезжали представители районной власти, именинника приглашали и в Гродно на передачу областного телевидения «От всей души».
Про хобби и внуков
Бабушка с дедушкой души не чают во внуках. Бабуле мальчишки помогают полоть грядки и убирать урожай. А уж с дедом куда интереснее! Можно мастерить что-то и с молотком, и с ножовкой, и со всякими винтиками-болтиками. Словом, быть при деле!
Но и это не самое впечатляющее в жизни мальчишек. Дед их всегда берет на рыбалку. Вот это радость, вот это восторг и удовольствие! Особенно, если удается поймать рыбку, да и не одну. А такое частенько случается. Счастливые Матвей с Ваней несут улов бабушке, та быстренько чистит рыбешку и отправляет на сковородку. А потом все вместе садятся за стол и наслаждаются вкусным ужином.
Рыбалка – хобби Ивана Николаевича. И не единственное. Он еще и заядлый грибник.
– Вы знаете, он мне столько грибов приносит, что на всю зиму и до новых хватает, – с улыбкой говорит Галина Александровна. – И мариную, и солю, и сушу, и замораживаю. Даже часом бывает, что «нет» в лесу грибов, а он их все равно находит. Чутье у него какое-то на грибы. А летом еще и ягоды любит собирать. Всегда у нас их в избытке. Лес для моего Ивана – второй дом. Муж у меня очень надежный, спокойный, уравновешенный. Хороший хозяин, советчик, мудрый, понимающий. Я могу вспылить, а он мгновенно разрулит любую ситуацию. Повезло мне с мужем. За ним я как за каменной стеной. Вот уже 43 года мы вместе – как один день время пролетело.
Мы с Иваном в любое время года любим прогуляться по лесу. Беловежская пуща рядом, благодать вокруг, воздух свежий, природа удивительная.
Правда, я не такая любительница собирать грибы. Больше люблю вязать, читать, в огороде возиться. Цветы очень люблю. Они у меня с весны до заморозков цветут. И в доме очень много цветов.
А внуки наши еще и путешествовать любят. Мы их на экскурсии возим. Ездили в Барановичи, в парк животных, в Брестскую крепость, в Каменюки. На все праздники в Свислочь ездим. Столько у детей радости, столько впечатлений! Они у нас любознательные, хорошие мальчишки. Мы их всегда ждем с нетерпением, и они с радостью приезжают к нам.
Слушала Ивана и Галину, и думала: как же здорово, что есть такие семьи, где царят мир, любовь, уважение долгие годы. Хочется пожелать этой замечательной паре, чтобы их жизненный путь был долгим-долгим, как те километры, которые намотал спидометр главы семьи Ивана Николаевича Гинча.

Ядвига КОБРИНЕЦ
Фото автора и из архива семьи