banner

Он жил духом свободы

11 Сентября’24
844
В 1995 году в фондах Свислочского историко-краеведческого музея появился интересный экспонат – портрет Карла Маркса. В чем его уникальность? Во времени создания, месте и авторе. Портрет был нарисован более девяти десятилетий назад, в 1932 году, в польской тюрьме нашим земляком Михаилом Шелестом из Дудичей. Этот экспонат возвращает нас в 1921–1939 годы – непростой период борьбы белорусов за право быть единым народом.





Коммунист – это судьба

Михаил Шелест был коммунистом. И это определило его судьбу. Он принял Октябрьскую революцию и всю жизнь боролся за дело, в которое верил. Вместе с большевиками-соратниками участвовал в установлении советской власти на родной земле. Входил в состав Свислочского волостного Совета, который был создан в январе 1919 года.

В это время вспыхнула советско-польская война. Руководство Польши во главе с Юзефом Пилсудским пожелало восстановить территории своего государства в границах бывшей Речи Посполитой по состоянию на 1772 год. Это означало, что часть Беларуси и Литвы должна была входить в состав Польши, хотя на них уже была установлена советская власть. На занятых белорусских землях начался польский оккупационный режим. При этом с первых дней вторжения местное население оказывало сопротивление оккупантам. Исполком волостного Совета на своем последнем заседании принял решение: всем членам Совета и актива, которым угрожает опасность, выехать или идти в подполье и продолжать борьбу. Активно действовали коммунисты в деревнях Рудавка, Рожки, Дудичи, Занки, Гринки, Доброволя, Михалки… Боролся в подполье и Михаил Шелест. И во время войны, и после подписания Рижского мирного договора.
Это было тяжелое и трагическое время. Многие жители района, члены Коммунистической партии и беспартийные, которые жили «под Польшей», боролись против ее политики, ратовали за счастье и свободу людей, за национальную независимость Западной Беларуси, за ее воссоединение с БССР и СССР. О тех событиях поговорили с главным хранителем фондов историко-краеведческого музея Ольгой Трохимик.

История угнетения

Как известно, 18 марта 1921 года между Советской Россией и Польшей был подписан Рижский мирный договор. Беларусь была разделена на две части. По договору к Польше отошли белорусские западные земли: Гродненская, Минская губернии (Новогрудский, Пинский поветы, часть Слуцкого, Минского, Мозырского поветов) и Виленская губерния (Лидский, Дисенский, Ошмянский, Виленский поветы). В том числе стала частью польского государства и наша Свислоччина, – рассказала Ольга Трохимик. – Чем западные области были для Польши? Внутренней колонией, «крэсамі ўсходнімі». Эти «крэсы» представляли собой территорию в 113 тысяч квадратных километров (82 тысячи из них – этнические белорусские земли). На них проживали 4,6 млн человек, 70,5 процентов из них – белорусы.

По словам Ольги Трохимик, история Западной Беларуси, оказавшейся под Польшей, – это история угнетения и эксплуатации. Да, по условиям договора, поляки обязаны были сохранить белорусскую культуру, образование, научную деятельность, экономику и прочее. Но по факту польские власти даже не рассматривали белорусов как национальный этнос. Присоединенные белорусские земли были всего лишь польскими окраинами, аграрно-сырьевым придатком более развитых промышленных коренных регионов Польши. 

Белорусский народ, который просто взяли и разделили, оказался под социальным и национальным гнетом, – говорит Ольга Трохимик. – Польша выкачивала национальное богатство наших земель, тем самым обретая Западную Беларусь на отсталость и бедность. Известно, например, что в 1924 году одно из английских акционерных обществ получило от польских властей права на вырубку леса в течение 10 лет в Беловежской пуще и на Гродненщине. С 1921 по 1936 годы площадь лесов в трех западнобелорусских воеводствах уменьшилась более чем на 400 тысяч гектаров.

Промышленность в Западной Беларуси также не развивалась. Что касается сельского хозяйства, в этой сфере наблюдалось возвращение земель помещикам. Самые крупные из них, которые составляли лишь 1 процент от всего населения, владели 83 процентами всех земель. Крестьяне страдали. Проведенная земельная реформа тоже была лишь в интересах помещиков. Ее итог – насаждение на белорусских землях осадников, бывших военных, отличившихся в войне с Россией, ликвидация земель общего пользования. Лес принадлежал только помещику. Собирать грибы, ягоды и охотиться никому не разрешалось. Конечно, крестьяне жаловались на сложившуюся ситуацию. Но ни одна жалоба в суде не была удовлетворена. Люди беднели.

Кроме всего прочего, население Западной Беларуси платило огромные налоги: земельный, коммунальный, дорожный, инвестиционный, кризисный, чрезвычайный или уровнительный, шарварочный, страховочный, гминный и т. д.

В случае неуплаты финансовые инспекторы описывали все имущество в счет погашения долгов. Кроме обязательных налогов были еще и косвенные: на соль, на спички – на то, без чего нельзя прожить. Плюс ко всему крестьяне платили бесконечные штрафы, которые ничем не регламентировались.
Помимо экономической отсталости, на «крэсах усходніх» весьма остро стояла проблема народного образования. Если в БССР была фактически ликвидирована неграмотность, то в Западной Беларуси в 1931 году 43 процента жителей старше 10 лет не знали грамоты. Фактически закрытым для белорусов оставалось высшее образование. Представьте: в 1938-1939 учебном году во всей Польше насчитывалось всего 218 студентов-белорусов. И если в БССР был сформирован слой белорусской гуманитарной и технической интеллигенции, то на «крэсах усходніх» доминирующее положение в интеллектуальной элите занимали поляки.

Рассматривая белорусов как недополяков, польские власти проводили политику полонизации. Она предусматривала вытеснение белорусского языка и культуры, – добавила Ольга Трохимик. – Белорусов-католиков и часть православных зачисляли в поляки. Более 700 тысяч жителей при переписи были записаны «тутэйшымi», не имеющими национального самосознания. Была фактически ликвидирована школа на белорусском языке. Позиция польских властей по отношению к белорусам хорошо иллюстрируется заявлением белостокского воеводы Осташевского в июне 1939 года: «Мы желаем одного и настойчиво требуем, чтобы это национальное меньшинство думало по-польски. Ничего взамен не давать и ничего не делать в другом направлении. Теперь еще можно белорусов ассимилировать в единое русло польской культуры… Рано или поздно белорусское население будет полонизировано». Известен тот факт, что жители нашей Свислочи и окрестных деревень в 1921 году подали заявление школьному инспектору Волковысского повета с требованием учить детей на белорусском языке. Под ним было поставлено 56 подписей. Заявление от имени всех подал директор начальной школы Федор Верниковский. Ответ – «не могу выдать разрешение на открытие в Свислочи школы с преподаванием на белорусском языке». Более того – в скором времени Верниковский был уволен. И это далеко не единичный случай.

Без суда и следствия

Политические противники власти подвергались массовым репрессиям и арестам. Их преследовали, избивали, калечили, сажали в тюрьмы, высылали в Береза-Картузский концентрационный лагерь для политзаключенных. Этот концлагерь назван позором в истории Польши. Действовал он с 1934 года по сентябрь 1939-го. В нем томились и подвергались пыткам тысячи пленников – коммунисты Западной Беларуси, Западной Украины и Польши, борцы за социальное и национальное освобождение крестьян. Попадали сюда без суда и следствия, обжаловать решение было невозможно. Главной задачей было сломить людей психологически и физически, стереть как личностей, превратив в бессловесных рабов, которые даже и думать бы не могли о политической борьбе, единстве и равноправии. По разным оценкам, в стенах концлагеря побывали 8-10 тысяч заключенных. Не все они остались живы.

Через польскую тюрьму прошел и Михаил Шелест. Нечеловеческие условия подорвали его здоровье. В 1936 году он умер. Но до последнего вздоха жил надеждами на лучшую жизнь и стремлением установить на родной земле советскую власть. Этими чаяниями дышит нарисованный им портрет Карла Маркса, идеолога пролетарской революции, мысли которого о построении справедливого коммунистического общества оказали столь значительное влияние на историю человечества и личную судьбу Михаила Шелеста. Наш земляк стал борцом за свободу и прогресс, за создание идеального мира, в котором «от каждого по способностям, каждому по потребностям». Он жил духом коммунизма и с гордостью носил партбилет с марксистским лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Новая жизнь17 сентября 1939 года произошло событие, ставшее одной из самых знаменательных вех истории Беларуси. Красная армия вступила на территорию Западной Беларуси и Западной Украины. «Крэсы ўсходнія» стали советской территорией. 

«С восторгом и ликованием встречали рабочие и крестьяне своих освободителей. Вдоль дорог, где проходили наши войска, выстраивался народ с красными флагами и лозунгами, приветствовавшими СССР и его доблестную армию, – писал свислочский историк Александр Полубинский. – Почти во всех населенных пунктах были возведены триумфальные арки, украшенные цветами и зеленью. Перед ними население хлебом и солью встречало советских воинов. В нашем районе освободительную миссию осуществлял 6-й кавалерийский корпус А.И. Еременко, прославившегося на полях Великой Отечественной войны. А райцентр освобождал 48-й полк Чонгарской Кубано-Терской казачьей дивизии под командованием И.А. Плиева, позже ставшего генералом армии, дважды Героем Советского Союза. Части этого полка вступили в Свислочь 21 сентября 1939 года. На рыночной площади местечка собралось много народу. Состоялся митинг. Выступившие на нем рабочие и крестьяне выражали свою огромную радость, от всего сердца благодарили советский народ, Красную армию за освобождение из-под гнета польских помещиков и капиталистов. Улица, по которой прошли красноармейцы, была переименована в улицу 17 сентября».

Поход Красной армии в Западную Беларусь имел для нашего народа большое значение. Объединение восточных и западных территорий в едином государстве создавало предпосылки для строительства новой жизни. Рабочие и крестьяне решительно брали власть в свои руки, активно включались в общее дело.
Большую роль в налаживании нормальной жизни в городах и сельской местности сыграли коммунисты. Вышедшие из подполья и тюрем, они возглавили временные управления, крестьянские комитеты. На Свислоччине строителями новой жизни тогда были И. Живлюк, К. Воронович, Ф. Сидринская, П. Вайнер, А. Василенко, Н. Лешенюк, А. Крупчик, В. Трофимик, И. Шмыга, И Сологубик, А. Борель, И. Калюта, М. Бойко и многие другие. Михаил Шелест не дожил до этого времени, но, сколько мог, боролся за то, чтобы оно наступило, чтобы граница, разделившая белорусов, была стерта.

Наталья Турко

Предыдущая статья

Новшества для ремесленников и самозанятых в экотуризме: разбираемся, в чем они заключаются