banner

Как нас убивали

29 Августа’22
512
На сайте Генеральной прокуратуры Республики Беларусь опубликованы материалы уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период – архивные документы, допросы свидетелей, иные доказательства, свидетельствующие о преднамеренном и планомерном уничтожении населения БССР оккупантами и их пособниками. Убийства, пытки, издевательства, насилие, угон на принудительные работы – здесь все.

О многом говорят, в частности, акты Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников. Эта комиссия была образована в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года. Шла война, и шло расследование. Документы ЧГК стали, между прочим, одним из важнейших доказательств обвинения в ходе Нюрнбергского процесса.

Итак... 1945 год. Материалы по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков в Свислочском районе.

Из акта, составленного 28 февраля 1945 года: «Во время немецко-фашистской оккупации с июня 1941 года по июль 1944 года по Полонковскому сельскому совету немецко-фашистскими извергами мирные жители подвергались жесточайшим пыткам и издевательствам, и после чего 14 человек были расстреляны, а также 2 советских военнослужащих были убиты 13 июля 1944 года командующим полиции гор. Свислочи Весловым».

По Великосельскому сельскому совету установлено: «25 апреля 1942 года в д. Великое Село расстреляны 2 человека. 25 февраля 1942 года в д. Хилимоновцы расстреляно 13 человек. 15 июля 1942 года в д. Новоселки расстреляны 8 человек. 26 января 1943 года в д. Задворенцы расстреляны 6 человек». Задворенцы... В этой глухой деревеньке шла неустанная война с врагом. С начала 1942 года здесь действовала подпольная антифашистская группа во главе с Василием Усевичем, в которую вошла в основном местная молодежь. Десять человек. И каждый понимал, что подвергает опасности не только себя, но и свою семью. Однако любовь к Родине и ненависть к врагу были сильнее страха... В списке тех, над кем в то кровавое январское утро 1943-го гитлеровцы по наводке предателя учинили расправу, – Владимир Отока, 1923 года рождения, и Мария Отока, 1885 года рождения. Это брат и мать Анастасии Отока, комсомолки-подпольщицы, такой же отчаянной и смелой, как известная доброволька Паша Василенко. Одна лишь разница между ними: Пашу за связь с партизанами повесили, а Анастасия до облавы успела уйти к народным мстителям в лес. Константина Филипповича, отца Насти, вместе с комсомольцем Аркадием Шопиком (его отец Андрей Степанович тоже был расстрелян) немцы увезли с собой. Константину Отока пришлось пройти через многие фашистские лагеря. Домой он вернулся лишь в январе 1946 года. Античеловеческий лагерный режим сильно подорвал здоровье Константина Филипповича, он долго и тяжело болел. А Анастасия... Она прошла войну и была для земляков живым свидетелем упорной борьбы с фашизмом, отнявшим у нее родных и близких людей.

(Продолжение следует.)

Наталья ТУРКО
Из материалов уголовного дела о геноциде

Предыдущая статья

STOP-игра!