banner

Феномен материнского сердца

08 Марта’24
1048

Вновь и вновь удивляешься феномену материнского сердца. Сколько любви в нем помещается! И не только к своим, но и к приемным детям. Мамы, которые берут на себя ответственность за чужих сыновей и дочерей, достойны восхищения. Потому что когда маленькому человечку нужна была семья и рядом никого не было, они обняли его, нашли для него место в своем доме и в своей душе. Сегодня в Свислочском районе девять приемных мам. Своим примером они показывают, что можно быть не родным чужому ребенку по крови, но близким по сердцу.

Воля судьбы

photo_2024-03-07_12-28-01.jpgСвислочанка Людмила Берегуленко, у которой трое собственных детей, сын Дима и дочери-двойняшки Аня и Таня, раньше и не думала, что однажды наступит такой момент, когда она захочет стать еще и мамой приемной. Но так случилось восемнадцать лет назад. За это время в ее добром сердце хватило тепла для двенадцати детей, оставшихся без родительского внимания.

Смену профессии педагога на работу мамой Людмила Берегуленко называет волей судьбы.

– В каждую приемную семью ребенок приходит по-своему, – говорит она. – У нас с мужем вышло так: у моей бабушки, которая жила с нами, случился инсульт, потом второй, ей нужен был постоянный уход. Стал вопрос об уходе с работы. Жаль, конечно, было прерывать стаж. И тут мне предложили «поработать мамой». Да, тогда это была необходимость. Но она вылилась в 18 лет работы приемной мамой. Порыв помогать оказавшимся на жизненном распутье детям остался по сей день. Нам с мужем хочется поддержать их, показать, что такое семейный очаг, чтобы, повзрослев, они тоже умели любить, проявлять заботу, переживать за близких людей. Это важно. Тяжело расти без семьи, без понятия, что это такое.

Каждый остается в душе

Первым в доме появился Олег. Это был 2005 год. Он пошел как раз в шестой класс. К слову, его шестилетняя сестра жила в приемной семье на той же улице. Близко. Родные могли общаться. Спустя два года, в июне, порог дома переступил Ромка. А в августе – трехлетняя Сашка с братом Кириллом, который только закончил первый класс.

– Саша и Кириллом пробыли у нас три с половиной года, – рассказывает Людмила Берегуленко. – Потом их мама восстановилась в правах. Я рада за этих деток. Конечно, тяжело было расставаться. Привязываешься к каждому всей душой. Но мы продолжаем общаться, у нас замечательные отношения с их мамой до сих пор. Кирилл в армию уже пошел. Саша поступила на психолога в Минск. Она с маленькой умницей была.

С теплотой вспоминает приемная мама Рому. Мальчик хорошо учился, ответственный, открытый, отзывчивый, очень домашний. Любил, чтобы дома были чистота и порядок. Другой раз на день два раза пропылесосит. По хозяйству всегда помогал.

Вскоре семья Берегуленко пополнилась братьями Максимом и Вовой.

По четыре раза на год эти мальчишки бывали в приюте. От нас Максим пошел в пятый класс, а Вова – в первый. Родная мама, правда, восстанавливалась в правах, забирала сыновей, но ничего хорошего не вышло: через год мальчишки вернулись к нам. Годы летят. Вова сейчас в 9 классе. Максим окончил суворовское училище. Сам захотел, так его туда тянуло... Сейчас учится в Белорусской государственной академии авиации, выбрал техническую эксплуатацию беспилотных авиационных комплексов, третий курс заканчивает, уже старший сержант. Он у нас вообще молодец. По учебе, по старанию, по стремлению, ответственности – по всему. Этой осенью получил грамоту из рук замминистра обороны – за усердие и отличие по службе, высокие результаты, достигнутые по итогам 2022-2023 учебного года, часы в подарок. Все свои награды привозит сюда. Мы остаемся для него семьей. Звонит: «Я хочу домой приехать». Конечно, мы ждем. Максим еще закончил курсы барбера, в свободное время подрабатывает. Домой всегда с подарками едет. Везет гостинцы нам с мужем, всем детям, и сестричке родной, и тете, и даже моим внукам. Приятно, – с гордостью говорит приемная мама.

Любить, как своего

Сегодня в семье Берегуленко двое мальчишек. Компанию Вове составляет непоседа Андрюша, которому в марте будет пять лет. Он появился в доме совсем маленьким. И если для старших детей Людмила Валентиновна – «тетя Люда», то Андрюша зовет ее мамой. Все домашние в нем души не чают. Чудесный ребенок. Улыбнется – на личике милые ямочки появляются. В народе говорят, что это поцелуй ангела, что люди с ямочками более счастливы. Хочется верить, что так оно и есть, что у Андрюши, поцелованного ангелом в обе щечки, жизнь хорошо сложится.

Все приемные дети в семье разные: со своими характерами, привычками, жизненными историями. И со всеми маме Люде удавалось найти общий язык. А ведь это так непросто – сделать, чтобы детское сердце тебе доверилось, поверило, открылось.

– К каждому – свой подход. Главное – принимать ребенка, любить, как своего, – делится Людмила Берегуленко. – Подойдешь, обнимешь, доброе слово скажешь. Да, тяжело сначала, они порой колючие, как ежики. Потом открываются. Все приходит со временем. Дети все видят и понимают: как ты к ним, так и они к тебе. Да, все они разные, но все становятся своими, западают в душу. Это не просто чужой ребенок, это часть твоей жизни. Ты переживаешь, когда он болеет, когда в учебе что-то не получается, волнуешься, когда он поступает...

Даша, Игорь, Илья, две Юли… Людмила Берегуленко не забывает всех своих приемных детей. Независимо от того, сколько они прожили здесь: три года или три месяца, – она не перестает интересоваться их судьбой. Иначе не может, потому что однажды открыла этим детям свое сердце и впустила их туда.

Что для приемная мамы самая большая награда за труд материнства?

Самое главное – чтобы дети нашли свое место в жизни и оставались хорошими людьми. А еще хочется, чтобы они всегда помнили: у них есть надежная опора и поддержка – их приемные родители, – говорит Людмила Берегуленко.

Наталья ТУРКО

Фото автора

Предыдущая статья

Инструктор по здоровью