Татьяна Шаламберидзе о трудностях и романтике службы мужа-пограничника знает все. И не только потому, что она хорошая жена. Дело в том, что Таня и сама пограничник. Да, два прапорщика Шаламберидзе вместе и на плацу семейной жизни, и на охране границы – самых что ни на есть первых километров белорусской земли, с которых и в прямом, и в переносном смыслах начинается Родина.Руслан Шаламберидзе несет службу по контракту уже 18 лет. Пришел на ОПК «Свислочь» в мае 2002-го на должность инструктора службы собак. Скоро его направили на учебу в брестскую школу прапорщиков. И уже через полгода в отделении пограничного контроля «Свислочь» стало одним прапорщиком больше.
Служба на границе непростая, но как раз в пору тем, кто физически вынослив, обладает определенными морально-деловыми качествами и с гордостью произносит «Служу Республике Беларусь!». Руслан как раз из таких. Неся дозоры на краю белорусской земли, он нашел себя и свое призвание – быть кинологом. Его работа с питомцами всегда высоко оценивалась командованием. Поэтому логичным стало назначение Руслана в 2014 году начальником службы собак. Сейчас на погонах пограничника блестят уже три звезды.
Тем, кто умеет «читать» по звездам, понятно: Руслан дослужился до старшего прапорщика. А грудь кроме юбилейных наград украшают медали «Выдатнiк пагранiчнай службы» I и II степеней, инструкторские нагрудные знаки. Они без слов, но весьма красноречиво говорят о том, как служит Родине их обладатель – ответственно, достойно, преданно.
Сегодня Руслан исчисляет свою службу сутками. А начинаются его сутки с постановки приказа начальником ОПК «Свислочь» капитаном Дмитрием Гжещиком: «Приказываю выступить на охрану государственной границы Республики Беларусь!» А дальше – по машинам и на пункт пропуска, где границу пересекают грузовые поезда. Но досмотр транспортных средств – не единственная задача смены.
У многих из нас образ границы сложился из фильмов: контрольно-следовая полоса, пограничник с собакой… И этот образ вполне соответствует реальности. Собаки всегда были на службе у стражей границы. И вряд ли что-то может их заменить. Опыт, смекалка и интуиция кинолога плюс собачьи способности анализировать запахи – отличный тандем. Вот и нынешняя воспитанница старшего прапорщика Шаламберидзе – бельгийская овчарка Вайда – вместе с ним при выполнении практически всех поставленных задач. Первым делом, прибыв на территорию пункта пропуска, Руслан со своим четвероногим напарником проходят дозором по периметру территории. Их цель – убедиться в отсутствии нарушений государственной границы, в первую очередь, следов на контрольно-следовой полосе. Все чисто! Значит, можно приступать к досмотру поездов.
Обстановка на пункте пропуска, надо заметить, динамичная. В сутки через него движется в среднем 10–12 грузовых составов. А перед пограничниками стоит задача провести их досмотр. Кинолог непременно берет с собой собаку. Вместе с ней проходит вдоль всего поезда (а это может быть за полусотню вагонов): собака работает под транспортным средством, пробегая «змейкой», а инструктор направляет и контролирует ее. При обнаружении неположенной вещи или человека она «подает сигнал».
–
Все собаки, призванные служить на границе, – рассказывает Руслан, –
проходят общий курс дрессировки (команды «сидеть», «лежать», «стоять», «ко мне», «место», «голос» они легко выполняют и с голосовой, и с жестовой подачи). Кроме того, собака-пограничник умеет делать обыск местности, осмотр транспортных средств, выборку вещи, научена следовой работе, задержанию, сторожевой службе. Охранять границу берут в основном немецких и бельгийских овчарок. У них отличный нюх, и они легко поддаются дрессировке. Надо сказать, работа с собакой – это работа ежедневная. Собаку нужно поддерживать в постоянной боевой готовности. Поэтому регулярные тренировки обязательны. Только так можно воспитать настоящего профессионала.
Покой на границе, как говорится, только снится. Сработал участок – пограничники снова «в ружье». К счастью, главными «нарушителями» здесь чаще становятся дикие животные. Но проверить, словно под микроскопом, изучить каждый случай – это обязательно. И так до конца суток. Луна сменяет солнце, а пограничная служба не дремлет.
Татьяна Шаламберидзе всегда симпатизировала военным. А вот чтобы самой примерить форму, до недавнего времени и не загадывала. Став женой пограничника, как и подобает верной спутнице, взяла на себя роль боевой подруги и отвечала за надежный семейный тыл. А шесть лет назад твердо сказала мужу: «Пойду служить!» Руслан, поначалу противившийся Таниному решению, наконец сдался и принял ее выбор. И вот они сослуживцы. А из рядовой Тани получился образцовый прапорщик и контролер.
– Сложно, наверное, наравне с мужчинами службу нести? – спрашиваю Татьяну.– Главное – привыкнуть, и тогда все трудности нипочем, – улыбается она. –
Я вот чувствую: граница – это мое, я здесь на своем месте. Мне нравится то, чем занимаюсь. И по характеру мне подходит. Я самая старшая из детей в семье и всегда была этаким сорванцом, несмотря на косички. В детстве за младших брата и сестру постоянно вступалась. Теперь вот за Родину стою.
Как и муж, Татьяна на работе сутками. Проходят они и на пункте пропуска, и на дежурстве в отделении. Дежурный по отделению всегда на связи с границей. Он отвечает на звонки, следит за обстановкой на охраняемых рубежах, принимает сведения о досмотре транспортных средств. Вся информация фиксируется. Рабочее место дежурного – кабинет да стол. Другое дело – сутки на границе. Сложно? Нет.
Да, целый день на ногах (за смену можно пятнадцать километров находить). Да, расслабляться не приходится. Но к этому тоже привыкаешь. А физическая форма у пограничника с женским лицом прекрасная.
Все равновесно в жизни. И трудности пограничной службы с лихвой пара Шаламберидзе сглаживает семейным уютом. Растут дети. Старший Давид стремится к спортивным победам, Ксения занимается вокалом. Пока они не грезят военной службой, но точно гордятся своими родителями. Знают, что папа и мама ходят на работу для того, чтобы никакие тучи из известной военной песни не ходили хмуро на границе.
Наталья ТУРКОФото автора