Значок, изготовленный по спецзаказу школы, в честь 150-летия со дня рождения К.Калиновского, который вручался гостям и участникам торжественного открытия музея школы, носящей его имя.
1. Школе – имя земляка-патриота
Этот человек несгибаемой воли оставил после себя неизгладимый след в истории Беларуси и за ее пределами.
Приведу выдержки из сочинений учащихся.
«…И сердце щемит, стынет в жилах кровь, что из жизни уходит человек исключительной силы духа, железной выдержки и убежденности в правоте своего дела. А ведь ему всего 26 лет…»
«…Его повесить можно, но заставить отказаться от идеи нельзя. Такого не сломишь…»
«Только горячая любовь к народу и страстная вера в его лучшую жизнь заставили его идти на почти верную смерть осознанно», – писала Светлана Жаркевич о предводителе восстания 1863 года, уроженце деревни Якушовка Свислочского района Кастусе Калиновском, жизнь которого тесно связана со славной историей Свислочской средней школы № 1 – старейшим учебным заведением Беларуси.
Основанная в соответствии с рескриптом императора Александра I, гимназия начала действовать 15 ноября 1805 года. Школа претерпевала реформы, менялись названия и направления, совершенствовались методы преподавания, конкретизировались цели, но всегда сохранялась главная задача – обучать, воспитывать и готовить учащихся к практическому действию. С тех пор прошло 213 лет.
Памятное событие в истории школы (ныне гимназия № 1 г. Свислочь) произошло 30 октября 1987 года, когда ей было присвоено имя Кастуся Калиновского. Мое повествование о работе педагогического и ученического коллективов, а также родительской общественности по борьбе за присвоение школе имени земляка-патриота.
В августе 1979 года я впервые переступила порог Свислочской средней школы, в которой обучалось 1176 учащихся, по 32–42 (было и 43) человека в каждом классе, по 2–4 класса в параллели. Занятия в три смены, работала еще и вечерняя школы. Педколлектив насчитывал 82 человека.
Познакомилась с коллегами Крупчик О. А., Шумковой Л. Ф., Бальтер О. А., Овсейчик М. В., доброжелательные отношения с ними сохранились по сей день. Через год назначена организатором внеклассной и внешкольной работы (ныне заместитель директора по воспитательной работе).
Руководить воспитанием труднее, чем обучением. В равной степени легче научить человека тем или иным знаниям, умениям и навыкам, чем сформировать его в нужном идейно-нравственном направлении. Воспитание – непрерывный, целостный и неделимый процесс, развивающийся в разнообразных формах. Организация воспитания – это наука и искусство. Воспитатель сам должен быть хорошо воспитанным и образованным человеком, сочетающим в себе идейную и моральную чистоту, требовательную доброту и душевную щедрость. Этими качествами обладали педагоги и воспитатели, потому работать было иногда и нелегко, но интересно.
Приступила к исполнению своих обязанностей. Обрадовалась, что не только в разговорах, но и на папках в кабинете воспитательной работы была надпись «Свислочская СШ имени К.Калиновского». Но никто не мог объяснить, кто и когда присвоил школе имя земляка. Проверила школьную печать, но и на ней не было соответствующей надписи. Стало понятно одно: предстоит большая работа по совершенствованию учебного процесса и созданию системы воспитательной работы по всем направлениям.
На заседании партбюро, профкома, комитета комсомола учительской и ученической организаций, родительского комитета утвердили мероприятия по борьбе за присвоение школе имени Кастуся Калиновского. А узаконить данный факт могла только самая высокая инстанция – Верховный Совет Белорусской Советской Социалистической Республики. Приступили к работе по осуществлению запланированных мероприятий.
1. Труд – всему основа
Самым главным направлением являлось воспитание прилежания к умственному труду и добросовестного отношения к физическому, для чего были организованы занятия в кружках «Учись учиться», способствовала этому и работа на пришкольном участке.
В школе действовала производственная бригада, члены которой выращивали брюкву, пропалывали свеклу, лен, заготавливали корма, убирали урожай в колхозе имени Ленина, «Советская Белоруссия», совхозе «Вердомичи».
А в 1981 году на базе Свислочской СШ был создан лагерь труда и отдыха «Дружба». В его состав вошло 27 ребят из нашей школы и 23 учащихся – из Мамоновской СШ Багратионовского района Калининградской области РСФСР.
Всегда с приезжими школьниками находились учителя Дулько Г. М. и Карнацевич З. А. А группа девятиклассников с учителями Головко Т. В. и Воронко И. К. уехали в город Мамонов. О работе на рыбном заводе с теплотой вспоминают учащиеся Ермолик Т., Короткевич В., Койпиш А., Кокина Т., Шевченко С. и другие.
Только в Гродненской области в пятой трудовой четверти принял участие 261 лагерь труда и отдыха. По итогам социалистического соревнования трудовых объединений старшеклассников Гродненщины ЛТО «Дружба» был награжден переходящим Красным знаменем областного комитета комсомола и Дипломом Всесоюзного штаба пятой трудовой четверти «Мой труд вливается в труд моей республики».
Я благодарна председателю колхоза имени Ленина Жмайлику А. В. (отцу впоследствии знаменитого нашего выпускника Жмайлика Валерия Алекесеевича, много лет руководившего «Гомсельмашем») за четкую организацию труда членов ЛТО «Дружба», за обеспечение транспортом на экскурсии по республике; за помощь в изготовлении эмблем нашего города, которые были вручены всем участникам праздника посвящения в члены лагеря. Благодарю Менделя Петра, Соболеву Галину, Колдунова Александра, Нечипоровича Валентина и всю группу ребят за добросовестный труд и дружеское отношение к мамоновцам.
Отъезд группы учащихся (ЛТО «Дружба»)в Свислочь
из Мамоново Багратионовского района Калининградской области.
Оживилась внеклассная работа по трудовому воспитанию и профориентации после того, как предприятия, учреждения и колхозы стали шефами у школьников.
Каждый класс изучал историю, встречался с людьми разных профессий шефствующих организаций, после чего были оформлены красочные планшеты под рубрикой «Все профессии важны, все профессии нужны». Эти материалы были расположены в созданном кабинете профориентации, где содержались также сведения по пяти разделам («человек – природа», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – техника», «человек – художественный образ») с указанием условий приема в учебные заведения и адреса их нахождения.
В книгу «Трудовой славы школы» к 1987 году было занесено 35 человек. Это выпускники школы – передовики производства, награжденные орденами и медалями. Это В.И. Песняк, З.Е. Чураковский, Л.Ю. Паценко, В.И. Яскулд и другие.
1. Ленинский зал
Изучение жизни замечательных людей – это одно из направлений воспитательной работы.
Коммунист Богданова Нина Спиридоновна, обладающая энциклопедическими историческими знаниями, спланировала работу по воспитанию на примере жизни и деятельности В.И.Ленина. Следует заметить, что еще в 1963 году под ее руководством был создан краеведческий «комплексный музей», включающий разделы о К.Калиновском, В.И.Ленине и из истории Свислоччины. Позже собранные материалы легли в основу фондов создающегося районного краеведческого музея.
Не могу не сказать об этом удивительном человеке больше. Руководствовалась Нина Спиридоновна в своей работе «копилкой мудрости» – заповедями, которыми рекомендовала пользоваться не только учителям, но и родителям. Их семь: 1. Будь справедливой. 2. Не унижай детского достоинства. 3. Побуждай детей мыслить. 4. В каждом ученике старайся увидеть хорошее. 5. Неудачи ребят принимай как свои собственные. 6. Развивай гибкость ума. 7. Радость – на всех. Умела организовать, творчески реализовать задуманное, радоваться жизни тогда, когда не хватало сил.
Когда о жизни и деятельности В.И.Ленина было собрано достаточно материала, приступили к оформлению зала. Решили его расположить на третьем этаже. Богданова Н.С. подготовила экскурсоводов. Ими стали Горощик Лена, Шмыга Андрей, Паноцкая Ольга, Зубрицкая Лена…
Особенно радовалась учительница, когда в зале появилась большая экспозиция «Учиться по-ленински», которая пополнялась фотографиями учащихся – победителей олимпиад, конкурсов, смотров, выставок декоративного и изобразительного искусства, спортивных соревнований. И сегодня Богданова Н.С. призвала бы школьников учиться, как учился Володя Ульянов.
В Ленинском зале проводились комсомольские собрания, сборы дружины, встречи с выпускниками школы, первые уроки с первоклассниками, посвящение в октябрята и пионеры, уроки истории и литературы… Журналист районной газеты Ольга Смольянова в статье «Ленинский зал» написала: «Ленинский зал стал центром воспитания на примере жизни и деятельности В.И.Ленина. Он несет заряд огромной силы, пробуждая в душе светлые чувства: любовь к Родине, Ленину, Партии, и нет ничего выше и святее этих чувств». О предназначении зала лучше не скажешь.
Рожденные в вечность
«Равнение на подвиг!» – под таким девизом осуществлялось военно-патриотическое воспитание. Руководитель – преподаватель начальной военной подготовки Ходак Леонид Иосифович – человек организованный, ответственный, мастер на все руки. Благодаря его умению устанавливать четкие и объективные отношения с классными руководителями, учащимися и родителями, ему удавалось добиваться заметных успехов: в военные учебные заведения поступали от двух до 12-ти человек ежегодно.
Приближался 1984 год. БССР готовилась к 40-летию освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Координировал работу по подготовке к этому событию в школе клуб «Поиск» (руководитель Койпиш Т.И.). В план работы клуба включались ежегодно месячники оборонно-массовой работы, оформление материалов по разделам Зала Боевой Славы, подготовка экскурсоводов, изготовление звездочек на дома, где проживали ветераны войны; организация тимуровской работы, проведение Вахт памяти, выпуск стенгазет, смотр агитбригад, поздравление участников боевых сражений и родных погибших в канун великих праздников. Ценные материалы привозили экскурсионные группы и туристические отряды: горсти земли с братских могил и городов-героев, открытки, значки, фотографии и т.п.
Ветераны Великой Отечественной войны среди членов клуба «Поиск»
Война унесла миллионы жизней, но бессильна стереть память о суровых 1418 днях и ночах стойкости, несгибаемой воли и мужества советских людей. В народе говорят: «Большое видится на расстоянии». И чем глуше эхо войны, тем сильнее о ней народная память. Идут годы, но не тускнеют алые звезды солдатских обелисков… Все меньше остается безымянных могил, возвращаются из вечности, обретая имена и биографии, герои, благодаря святой памяти новых поколений. Но с каждым годом все труднее осуществлять поиск погибших во время войны.
Ты хочешь мира?
Помни о войне…
…Пока оружие в цене,
Почаще вспоминайте о войне…
Совместными усилиями педагогического и ученического коллективов, а также родительской общественности был собран богатый материал, установлена тесная связь с ветеранами боевых сражений, записаны их воспоминания и оформлены в большой красивый альбом «Ничто не забыто, никто не забыт!» Наладили переписку с воинскими частями, где служили наши выпускники. Часто оттуда приходили в школу письма с благодарностью за воспитание патриотических и положительных личностных качеств у военнообязанных. Проведение экскурсий по местам боевых сражений, игры «Зарница» и «Орленок», обсуждение книг и фильмов, утренники, пионерские сборы и комсомольские собрания, успешное участие в районных соревнованиях способствовали взрослению ребят, закалке их характера.
Открытие Зала Боевой славы назначили на 29 мая 1984 года. Ветеранам вручили приглашения в письмах-треугольниках. Это десятки лет спустя, в уже независимой Беларуси, были типографским способом отпечатаны поздравительные письма –треугольники от Президента Республики Беларусь. А в то время такая форма приглашения-поздравления, да еще выполненная руками самих школьников, была применена впервые, и она очень растрогала наших гостей. День выдался дождливым, но к 17 часам пришли все приглашенные.
Смотрю на пожелтевшую фотографию (спасибо фотокорреспонденту районной газеты Горбачу Ч.С.) и с сожалением отмечаю, что время неумолимо: многие ушли в мир иной, выполнив с честью свой жизненный долг и дав возможность потомкам спокойно жить и трудиться.
Торжественное открытие Зала Боевой славы
В центре зала оформлена экспозиция «Память» с изображением ордена Великой Отечественной войны и георгиевской ленты. На фоне красной звезды – символ Матери-Родины на Мамаевом кургане. Ходак Л.И., Петкевич А.М. и художники Кокин В.В. и Буяк А.Б. создали впечатляющую по форме и содержанию панораму. Право зажечь Вечный огонь у подножия Матери-Родины предоставлено труженице колхоза имени Ленина Иосько О.И., испытавшей все тяготы войны.
Выпускница Гулида Марина начала экскурсию по залу. Все материалы расположены в трех разделах. В первом разделе 7 стендов: «Священная обязанность», «Великая Отечественная война», «Они сражались за Родину», «Памяти павших будьте достойны», «Деятельность ДОСААФ», «Воины-интернационалисты» и «Герои Советского Союза». Другой раздел начинался электрофицированной картой «Города-герои на карте СССР». На стендах – история защиты городов-героев, фотографии участников обороны – жителей Свислоччины. Был также стенд «Наши родственники – участники войны».Участвуя во Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина – СССР», большую работу по изучению родного края проводила Гулевич Н.М., организуя экскурсии и многодневные походы с целью сбора материала о ветеранах войны и тружениках разных профессий. Она организовывала турпоходы в Рудавку, Гончары, Гринки, Студеники, Доброволя, Новый Двор, Корнадь, Ружаны, Лысково, урочище Гута-Михалина с учащимися Лукашейко А., Шидловским И., Пекарь О, Цыбовичем П. и другими.
Гулевич Н.М. с ребятами в турпоходе в Гута-Михалин
Об этом писала республиканская газета «Зорька». А собранные материалы по истории колхоза Ленина, его ветеранах и тружениках села были использованы при оформлении большой экспозиции «Наши шефы».
Закончилась ненавистная война. Немногие вернулись домой и сразу принялись за работу по восстановлению разрушенного хозяйства.
Рыжий В.Н. и Курбат А.К. работали в школе учителями труда. Корень Н.А. преподавал историю, Наливайко Н.П. – географию. Все ветераны стали настоящими друзьями педагогов в деле военно-патриотического воспитания учащихся. На встречи в школу приходили всегда и точно в назначенное время. Помню встречу с Курганом Иваном Михайловичем, уроженцем деревни Гринки, единственным боевым десантником, совершившим 102 прыжка с парашютом.
Собрались в зале. Включили песню «Майский вальс» про Альпы и Дунай, освобожденную Вену.
…Звучала песня, а лицо гостя мрачнело: сдвинулись брови, сузились глаза, взгляд остановился в одной точке, опустилась голова. Наступила тишина.
Только через несколько минут Иван Михайлович смог рассказывать тихим голосом о путях-дорогах фронтовых, о подвигах и потерях, о верной солдатской дружбе… А песня «Майский вальс» навеяла тяжелые воспоминания ветерана о боевом пути. Оказалось, что он служил в одной дивизии с Константином Ваншенкиным – поэтом и автором этой известной песни.
Начинался славный и тернистый путь солдата в стрелковом полку на Рязанщине, затем была школа радистов в Горьковской области. Дисциплинированный, умеющий быстро осваивать новое воин продолжал учебу в воздушно-десантном полку.
Запомнилось воину первое боевое крещение – освобождение Буды, расчленение Балатонской группировки гитлеровцев в Венгрии. Десантник был удостоен медали «За взятие Будапешта». Штурм по взятию Вены продолжался пять дней. Затем была Прага. Орденскую планку ветерана пополнили медали «За отвагу», «За взятие Вены», «За освобождение Праги». Победу Курган И.М. встретил в Чехословакии.
Долго не отпускали школьники ветерана. Задавали вопросы, чувствовалось, что затронула детскую душу эта встреча, верилось, что они станут стойкими и мужественными, будут беречь мир, как завещал воин-освободитель.
Затаив дыхание, слушали школьники выступления Даниловича В.Ф., Романцевича В.М., Краснопевцева Г.М., Москалевой П.В., Якимовича В.В., Карповой К.А., Грачева Х.В., Живлюка И.Г. и всех тех, кто приходил на встречи. Навсегда они останутся в строю тех, кого помнят и с кого берут пример.
В обращении участников торжества к молодому поколению Свислоччины говорится: «Мы, ветераны, не сомневаемся, что в трудную минуту вы, молодежь, встанете на защиту Родины. Нас, ветеранов, остается все меньше и меньше. И мы уверены, что передаем эстафету в надежные руки…» В ответ на обращение ветеранов комсомольцы и пионеры дали клятву держать равнение на защитников Родины:
Забыть мы не имеем права
Простых людей, кто шел за нас на бой.
И пусть сияет вечно гордой славой
Их путь безукоризненно прямой!
Зал Боевой славы – это детище педагогического и ученического коллективов, кропотливых поисков и усилий партийной, учительской и ученической комсомольской и пионерской организаций. «За огромную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» школа была награждена Почетной грамотой Гродненского областного комитета ДОСААФ.
Грамотами Гродненского областного комитета ДОСААФ были награждены:
Свислочская средняя школа №1, директор школы Полубинский Александр Семенович, военрук Ходак Лонид Иосифович и автор статьи.
1. Навечно в памяти народной
Чтобы добиться присвоения школе имени К.Калиновского, систематизировали имеющийся, собрали и изучили недостающий материал для оформления музея истории школы.
И тут в полную силу проявились способности краеведа, заслуженного деятеля культуры БССР, неутомимого труженика, директора школы Полубинского А.С., любящего родную землю и людей, стремящегося об этом рассказать своим землякам.
Полубинский А.С. на открытии Музея истории школы
Активно включились в работу по оформлению музея военрук Ходак Л.И., учитель труда Петкевич А.М., художник по призванию и учитель физвоспитания по профессии Кокин В.В. Он оформил на первом этаже содержательный панорамный уголок «Беловежская пуща», а также по его эскизам создали музейные стенды с небольшим навесом и подсветкой сверху. Для того времени это было новаторством и позволяло создать впечатление у посетителей музея, что они попали в старину. Теперь в школьном музее обычные стенды и обычное оформление.
Именно благодаря организаторскому таланту директора школы Полубинского Александра Семеновича, объединившего весь педагогический и ученический коллективы, а также родительскую общественность, был создан, оформлен и наполнен уникальным краеведческим материалом музей истории школы. Причем это было сделано в условиях «перестройки», при господстве всеобщего дефицита.
Подготовкой экскурсоводов занимался сам Полубинский А.С., учителя истории Богданова Н.С., Ткаченко Н.В.
Поисково-исследовательская работа была организована по классам под руководством классных руководителей.
С образованием независимой Республики Беларусь в начале 90-х гг. возникла необходимость в переоформлении школьного музея на белорусский язык. И в этом деле много усилий приложили «самый классный классный руководитель» (как называли ее школьники) Крупчик О.А. – переводчик текстов на белорусский язык и учительница черчения Григорович Л.Н. Им принадлежит заслуга «белорусизации» школьного музея.
Экспозиция школьного музея делилась на два раздела. В первом находятся документальные материалы из истории школы с 1805 года до 1939 года, когда впервые была открыта белорусская школа.
В центре музея расположен бюст Кастуся Калиновского (копия работы Заира Азгура) и материалы, описывающие жизненный путь революционера-демократа, издателя первой белорусской газеты «Мужыцкая праўда».
Первая статья о земляке-патриоте была опубликована на страницах газеты «Советская Белоруссия» в 1923 году. А в 1958 году Гродненский обком партии и облисполком принял решение организовать в Свислочи музей Калиновского, после чего в 1963 году в Свислочской средней школе открыт краеведческий «комплексный» музей (руководитель Богданова Н.С.), значительная часть материалов которого использована при создании районного историко-краеведческого музея, открытого в 1979 году. Именно здесь теперь бережно хранятся документы о жизни и деятельности революционера. Земляки увековечили память борца «за светлую волю». Его именем названа улица в городе Свислочь, недалеко от города – деревня. В 1958 году на центральной площади города воздвигнут памятник, единственный в республике. Деньги на бронзовый бюст собирали всей школой, заказ сделан ведущему скульптору страны З.Азгуру, забирать его в Минск ездил на грузовой машине учитель труда М.Петкевич, постамент сделали местные мастера.
Выпускнику Свислочской гимназии, революционеру-демократу, одному из руководителей восстания 1863–1864 гг. К.Калиновскому посвящены книги Г.Киселева «Сейбіты вечнага” и А.Якимовича “Кастусь Калиновский”.
Народнй поэт Беларуси, участник Великой Отечественной войны, член ВКП(б) с 1943 года Пимен Панченко в одном из своих стихотворений писал:
Паміж эпох,
невыразных і шэрых,
Сярод пакутнікаў і герояў
У Беларусі было
найвялікшых трое:
Каліноўскі, Купала,
Машэраў.
Лучше о каждом из них не скажешь.
Другой раздел музея посвящен советскому периоду. С 1939 по 1988 гг. получили среднее образование 2465 человек, из них 85 медалистов. Примером ответственного и сознательного отношения к учебе были первые медалисты Гайдучек Мария Александровна и Кобылко Михаил Гаврилович, которые часто выступали перед школьниками и учили их, как самостоятельно совершенствовать знания и достойно прожить жизнь.
Учитель – высокое звание!
Спасибо большое за знания,
За щедрость души и терпение,
За мудрость, талант, вдохновение, –
обращаются учащиеся с благодарностью к своим учителям.
В 1988 году в школе обучалось 686 учащихся. Учебно-воспитательный процесс осуществляли 34 учителя, из них 31 с высшим образованием. Углублению и расширению знаний школьников способствовали их занятия в 36 предметных кружках и клубах, в 10 факультативах.
Учитель 80-х – это человек с активной жизненной позицией, умеющий совмещать педагогический труд с общественной работой: руководить районными методическими секциями, быть лекторами общества “Знание”, оказывать помощь комсомольской и пионерской организациям, не считаться со временем и в этом видеть “свет и благодать”.
Принципиальность, творческое отношение к делу, постоянная работа над повышением научного и методического уровня, высокий профессионализм присущи всем учителям. Назову только некоторых: Валейко Т.В., Поспелкина М.К., Авдейчик А.Ф., Козлова Л.И., Словецкая В.Г., Буквальная Д.Б., Польянова Б.Л., Осиюк С.Н., Шаповал Г.В., Ткаченко Н.В. (руководитель комнаты Боевой славы), Воронец И.И. (организатор интеллектуальных игр “Что? Где? Когда?”) и многие другие.
Талант и умение работать с учащимися, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности – это характерно для учителей начальных классов, которые любили своих воспитанников и были любимы ими. Впоследствии благодаря именно таким учителям поступали выпускники в педагогические учебные заведения. Учителя Тодрос М.М., Прокопик Н.В., Болбат Н.А.. Курбат Е.А., Жук И.И., Качко Е.И., Прохоренко Л.Н., Данильчик О.М., Васильчук Л.А. вместе с учащимися собрали материал к стендам “Наши родственники – участники войны”.
Огромное значение в школе придавалось интернациональному воспитанию подрастающего поколения. Этот участок работы возглавила учительница английского языка Овечко Валентина Владимировна. Созданный ею клуб “Пульс планеты”, девиз которого “Солнечному миру – Да! Да! Да! Ядерному взрыву – Нет! Нет! Нет!” звучал, как набат, и тревожил сердца слушателей. А песня “Пока не поздно!” призывала учащихся к действию: “…Спасем планету – наш добрый дом, пока не поздно”.
Не сомневаюсь, что члены клуба Жабинская Т., Гиржон С., Крайко М., Лоскот Л., Карцев В., Воронецкая Г., Барановская Н., Монина О. помнят, как проводили защиту бюллетеней на тему “Два мира – два образа жизни”, организовывали конкурсы на лучший рисунок, политическую карикатуру, конкурсы эрудитов, проводили митинги и писали письма детям союзных републик.
Физик Гулевич Надежда Михайловна – целеустремленный, жизнерадостный, терпеливый, ответственный за порученное дело трудоголик. Она организовала работу популярного у ребят фотокружка, возглавляла комиссию дисциплины и порядка учкома. Выпуск газеты “Голос учкома” и “Комсомольский прожектор” (редактор Шумков А.), еженедельные линейки по итогам дежурства классов по школе с анализом причин правонарушений, посещение кинолектория по правовым знаниям, индивидуальная работа с трудновоспитуемыми способствовали тому, что с учета в детской комнате милиции были сняты все учащиеся.
Отличало ответственное и чуткое отношение к делу воспитания подрастающего поколения старших пионервожатых Ганько Тамару, Бусько Галину, Трахимович Татьяну, Якуту Елену, Гулиду Марину, Иссар Наталью, ставших настоящими инженерами детских душ.
Немало времени у учителей занимали занятия с учащимися, которые готовились поступать в ВУЗы, а также со слабоуспевающими. Велась подготовка учащихся и к предметным олипиадам. Результативно выступали участники олимпиад учителей Валейко Т.В., Поспелкиной М.К., Кивлюк Л.А., Овечко В.В., Лукши А.И., Буквальной Д.Б., Козловой Л.И. Призерами областных олимпиад стали Суходола Александр (физика), Земчик Сергей (математика) и другие. Первой в школе на республиканской олимпиаде по белорусскому языку победила Савосько Марина. Затем успешно выступили Качко Татьяна, Жаркевич Светлана и Фабиянская Анна, Романчук Ольга и Польянова Галина, Дорошкевич М., Ковалевский С. и Мелешко Е. (учителя Койпиш Т.И., Крупчик О.А., Василько Т.А.).
Постоянно школа занимала призовые места в спортивных соревнованиях на первенство района и области (учитель Карнацевич З.А.). С удовольствием выступали учащиеся в смотрах художественной самодеятельности (учитель Шаповал Г.В.), драматических и кукольных театров (Бусько Г.Н. и Валейко Т.В.).
Прошло время. С удовлетворением узнаю об успехах учащихся 80-х годов прошлого столетия. Целеустремленность, стремление совершенствовать свои знания и умения, работоспособность и усидчивость привели их к успеху. Назову некоторых, кто прославил школу, своих родителей и является “гордостью земли свислочской”.
Савко Александр – чемпион мира по вольной борьбе, участник 26-х Олимпийских игр в Атланте, мастер спорта международжного класса.
Белюк Константин – кандидат медицинских наук.
Мелешко Елена – кандидат исторических наук.
Прокопик Екатерина – кандидат педагогических наук.
Проневич Андрей – кандидат математических наук.
Сабуть Андрей – кандидат физико-математических наук.
Польянова Галина – кандидат филологических наук.
Кукла Елена – кандидат биологических наук.
Кандидатами сельскохозяйственных наук стали Воронецкая Ольга, Гулида Марина.
Кандидатами технических наук – Бобовик Андрей Петрович и Жмайлик Валерий Алексеевич.
Пришло время подвести итоги. Главная цель – создание условий для развития и воспитания гармоничной личности в основном была достигнута.
В школе был оформлен кабинет профориентации и трудового обучения (1981 г.), создан и действовал Ленинский зал (1983 г.), организована работа в Зале Боевой славы (1984 г.), собран большой материал и открыт Музей истории школы (1987 г.).
Оформили ходатайство с просьбой присвоить школе имя Кастуся Калиновского в Свислочский райком Компартии Беларуси и райисполком. С радостью восприняли вот это известие:
“Совет Министров БССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 1987 года №325
г.Минск
Совет Министров постановляет:
Присвоить имя Кастуся Калиновского
Свислочской мредней школе № 1 Гродненской
области и впредь именовать ее: Свислочская
средняя школа № 1 имени Кастуся Калиновского.
Председатель Совета Министров БССР
М.Ковалев
Управляющий Делами Совета Министров БССР
Л.Максимов”
С тех пор на школьной печати (гимназия № 1 г.Свислочь) появилась надпитсь, свидетельствующая о том, что школа носит имя земляка-патриота.
C тех памятных событий прошло более 30 лет.
Пишу и прощаюсь с тем плодотворным, жизнеутверждающим и интересным временем, а также с активными созидателями – педагогами, целеустремленными учащимися, родительской общественностью.
От души благодарю всех за поддержку, помощь, терпение, понимание стоящих задач по реализации основных целей: создать систему и условия для осуществления воспитательной работы и добиться присвоения школе имени Кастуся Калиновского.
Хочу верить, что в гимназии будет оформлена экспозиция «Память», будет отведено помещение, где расположится музей (зал) Боевой славы и всю работу по патриотическому воспитанию учащихся сосредоточит клуб «Поиск».
Позволю себе от имени педагогов и учащихся 80-х годов ХХ столетия обратиться к молодежи с призывом:
– по-ломоносовски стремитесь овладевать знаниями;
– по-мичурински любите землю и приумножайте ее богатства;
– по-гагарински совершенствуйте достигнутое в науке и технике, покоряйте свои высоты;
– по-калиновски будьте мужественны и сильны духом, преодолевайте трудности и достигайте поставленной цели!
Творите, дерзайте, идите только вперед…
В добрый путь, молодежь земли свислочской!
Таисия КОЙПИШ, ветеран труда, член КПБ.
Публикации тех лет о школе в периодической печати:
1. «Свислочская газета» (в то время «Заветы Ильича») опубликовала следующие материалы:
«Сроднила их дружба» (15 декабря 1981 года) - о работе ЛТО «Дружба»;
«Ленин всегда живой» (21 января 1984 г.) - об открытии Ленинского Зала;
«Наша общая память» (7 июня 1984 г.) – репортаж об открытии Зала Боевой Славы;
«Да будет вечным свет его идей» (21 ноября 1987 г.) – о присвоении школе имени народного героя Кастуся Калиновского;
Отзывы ветеранов Великой Отечественной войны об открытии Зала Боевой Славы.
2. Газета «Зорька» (21 июня 1985 г.) – «Возьмемся за руки, друзья»
3. Газета «Піянер Беларусі” (26 снежня 1985 г.) - репортьаж с урока Крупчик О.А. - “Усяму класу “выдатна”
4. Газета «Зорька» (25 октября 1985 г.) – «На всю жизнь» о турпоходе Гулевич Н.М. с учащимися 9 «Б» класса