banner

А на ладонях – линии труда

24 Мая’24
1201

Таисия Богалейша живет в деревне Воробейки. В марте отметила свое 80-летие. По такому случаю заслуженного работника сельского хозяйства, кавалера ордена Трудовой Славы ІІІ степени приезжал поздравить председатель районного Совета депутатов Виктор Субботка. Много теплых искренних слов благодарности и признательности услышала именинница в тот день. На счету Таисии Осиповны кроме ордена – бронзовая медаль ВДНХ СССР, знак «Ударник ІІІ пятилетки», почетная грамота Верховного Совета БССР. Ей присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства БССР».


Каждое утро в четыре часа

В марте 1944-го, когда еще полыхала война, но враг был, можно сказать на последнем издыхании, в небольшой деревне Вилейши появилась на свет девочка, четвертый ребенок в семье. Слабенькой росла, потому что голодно было, не говоря уже о том страхе и ужасе, которые сеяли ненавистные фашисты. Но мать с отцом изо всех сил старались уберечь детей, работали, не покладая рук, сами недоедали, чтобы детям был лишний кусочек хлеба.  Так и росли, с малых лет приучались к труду, никакой работы не боялись.

Отец сначала работал счетоводом, потом пошел на ферму скотником. Таиса, как подросла, помогала отцу. Корма возили конем, а разносили по кормушкам вручную.

– На животе носили силос, корнеплоды в таких широких корзинах, «калысками» их называли, – вспоминает Таисия Иосифовна. –Тяжело было, но я не жаловалась. Все так работали, в деревне легкого труда никогда не было.

– Закончила я восемь классов и пошла на ферму в Скреблы дояркой. Худенькая, ветром шатало, но каждое утро поднималась в четыре часа и бежала на работу. Бывало, дремлю под коровой, что там говорить, пятнадцать годков всего было мне. Коров доили три раза в сутки тогда. Не успеешь домой прийти, как снова бежать надо. У каждой доярки 15 коров. Про какие-то там аппараты никто слыхом не слыхивал. Руками доили.  Сначала очень болели руки, пальцы немели, а потом привыкла и уже запросто доила своих рогулек. Каждую в «лицо» знала, и они меня издали узнавали, мычали приветливо, – с улыбкой рассказывает бывшая доярка. – Чуть позже еще телятницей недолго поработала, а потом по комсомольской путевке поехала в Гродно. Там начинали строить завод капролактам, теперь это «Гродно Азот». Я была маляром-штукатуром, быстро освоила эту профессию, и все у меня хорошо получалось. А на той же стройке работал Иван Конан. Понравились мы друг другу и вскоре поженились. Родилась у нас дочка Оксана. Но семейное счастье мое недолгим оказалось. Умер мой муж, и я с дочкой вернулась в Вилейши.

И снова – на ферму

Вернувшись в родную деревню Таисия сначала работала в полеводстве. Копали картошку, лен вязали, свеклу пололи три раза за лето по 40 соток, потом убирали, отвозили.

Но Таисию, привыкшую с малых лет к труду, никакая работа не пугала. Молодая, крепкая, красивая, она приглянулась местному парню Брониславу Богалейше. Стали встречаться и вскоре поженились. В семье появилась дочка Наталья, а потом младшенькая –Татьяна.  

Заведующий участком отправил Таисию на ферму. Сначала была подменной дояркой, а потом дали группу. Условия труда уже изменились. На ферме появились аппараты. Но все равно каждую буренку нужно было подготовить к дойке. К каждой коровке Таисия имела свой подход и считала, что не только от корма зависит удой, а и от теплого слова, от ласки к животному. Когда рождались телята, Таисия с каждым нянчилась, как с дитем, а те росли, как на дрожжах, радуя заботливую «няньку».

Дочки Оксана и Наташа, как только подросли, стали незаменимыми помощницами для мамы. И подкормку разносили по кормушкам, и аппараты умели подключить, да и все, что делала мама, девчата тоже умели делать.  Муж работал трактористом. Только зимой чуть больше дома бывал, а с весны до поздней осени – в поле. Дочек очень любил. Не делил на свою и чужую. Обе для него родными были. Совхоз «Вердомичи» выделил семье квартиру в Воробейках.  

Старание и трудолюбие Таисии  не остались незамеченными. Каждый год на отчетном собрании хозяйства Таисия получала грамоты и благодарности от руководства. За высокие показатели по надоям в 1986-м передовая доярка была удостоена Ордена Трудовой Славы ІІІ степени. Через два года ей было присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства БССР», вручена Почетная грамота Верховного Совета БССР.

«Я все красивое люблю»

Это все о трудовых достижениях. А еще у Таисии Осиповны есть хобби. В любую свободную минутку, она берет в руки иглу, цветные нити и на белой канве появляются удивительные картины. Ими увешаны все стены в доме у мастерицы. Просто дух захватывает, когда смотришь на них. Кажется вот-вот запоют сидящие на ветке птицы, оживут цветы и вся комната наполнится их удивительным ароматом. На какую картину не глянь – это чудо!

Таисия Осиповна очень любит цветы. Она их не только вышивает, у нее в доме столько цветов, что она чем-то напоминает удивительный сад. Они не только в доме.И не только в доме у нее цветы. На улице, в палисаднике, вдоль стен, у крыльца – везде цветы. Они начинают цвести, как только сойдет снег и заканчивают, когда приходят первые заморозки.

Теперь Таисии Осиповне самой трудно за ними ухаживать. У нее больные ноги и передвигаться приходиться с помощью костылей. Маме помогает старшая дочка Оксана. Это ее золотые руки наводят красоту и дома, и в палисаднике. Оксана, как и мать, избрала профессию животновода. Работает дояркой. Она живет недалеко, в Михалках, и очень часто бывает у мамы. Вырастили с мужем сына и дочку.  Средняя – Наталья – в Гродно работает на швейной фабрике. А младшая – Татьяна – в Минске. Она работает в банке.       

– Семьи у моих дочерей хорошие, – делится со мной Таисия Осиповна. – И зятья помогают. Грех жаловаться. И внуки добрые. Не забывают меня, звонят, приезжают.

Теперь мне уже тяжело самой что-то делать, уже три года на костылях, а раньше все успевала. И хозяйство было, и огород большой, и за цветами сама ухаживала.

В молодости, помню, 15 километров босиком в Порозово в церковь ходила. И усталости никакой не было. Что значит – молодость.  А теперь только воспоминания остались. Вот уже восемь лет, как я овдовела. Старость незаметно пришла. Куда от нее денешься.

Вы картинами моими любуетесь? О, это мое любимое занятие. Я все красивое люблю. Вышивала с детства. Вот только времени на это было мало. Сутки слишком короткие.  

Таисия Осиповна приносит мне коробочки, в которых хранятся ее награды. Она бережно раскладывает их на диванной подушечке и каждую поглаживает рукой. Это эти руки когда-то трудились с ранней зари до позднего вечера много лет. Это эти руки носили перед собой тяжеленные «калыски» с бураками и силосом, надаивали многие тонны молока, выхаживали телят, обхаживали каждую корову, чтобы те, щедрее делились вкусным продуктом. Такие руки принято называть золотыми. Но у золота есть цена, а рукам этим нет цены. На ладонях этих все линии стерты, переиначены. Они поставят в тупик любую гадалку, ибо все они – линии Труда!


Ядвига КОБРИНЕЦ

Фото автора и из архива Т. О. Богалейши      

Предыдущая статья

На пьедестале вновь борцы