«Настоящий охотник должен чувствовать лес. Ты просто приходишь сюда и наслаждаешься его запахами и звуками, и на душе становится приятней. Порой, когда выезжаю один, такое удовольствие получаю от общения с природой. А когда пускаешь собак и ждешь, когда они поднимут зверя и подадут голос: сначала одна, затем вторая, когда в смычке... Собачий голос – моя любимая музыка. Это трудно объяснить. Чтобы это понять, нужно побывать на охоте с гончими».
Мой собеседник – Эдмунд Матвеевич Холявский из Раневичей, страстный охотник и хозяин прекрасных собак породы «русская гончая». Более сорока лет он посвятил разведению и сохранению чистоты породы. Его собаки неоднократно были отмечены наградами на различных выставках.
В доме у Холявских есть своя охотничья комната. В ней собраны награды и дипломы собак, фотографии и охотничьи трофеи хозяина, сохраненные умелыми руками его супруги – Янины Флорьяновны. Да, не удивляйтесь, жена хозяина дома не только умелая хозяйка, но и опытный таксидермист. А еще она полностью разделяет любовь своего мужа к собакам и так же, как он, может говорить о них бесконечно.
– Эдмунд Матвеевич, на стене вашей охотничьей комнаты я видел несколько сигнальных рожков. Это что, дань охотничьей моде или просто украшение?
– Звук рожка – это просто «бальзам» для гончих. Без рожка нет гончей. С его помощью охотник подзывает к себе собак. Приучать к нему собак надо со щенячьего возраста. Делается это так. Перед тем как задать им корм, подается сигнал рожком. И так каждый раз. Со временем у них вырабатывается правило: когда слышат рожок, значит, нужно идти к хозяину.
– А как далеко его слышно?
– Звук рожка слышно километра за два, если собаки ушли дальше, значит стоишь на месте и «потрубливаешь» время от времени.
– А не бывает так, что собака погналась за зверем и пропала?
– В голове у хорошей собаки должны быть ум и компас. Бывает всякое: ждешь и час, и два. Но хороший вязкий гончак может гнать зверя от зари до зари, в любую погоду, но должен уметь вернуться по своему следу к хозяину. Собак обязательно нужно натаскивать, развивать их природные задатки. Если с ними не заниматься, то можно загубить любые способности. Не жалеть ног и времени, обязательно ходить с ними в лес. В собак нужно вкладывать душу, тогда они ответят хозяину взаимностью.
– Каким образом происходит натаскивание собак на зверя?
– В первую очередь нужно познакомить их с лесом, чтобы они его не пугались. Постепенно заходить с ними поглубже, искать следы зверя. У них на генетическом уровне заложено идти по следу, нужно только их немножечко подтолкнуть. В год-полтора собаки уже готовы к полноценной охоте.
– А какая задача стоит перед гончей?
– Она должна выследить зверя, поднять его и, подавая голос, гнать на охотника. Опытные собаки меняют голос в зависимости от зверя, которого гонят. Своих собак я натаскиваю в основном на пушного зверя.
– А что будет, если собака поднимет с лежки какое-нибудь копытное животное? Неужели не побежит за ним?
– Все может быть. Вполне возможно, что бросит гнать лису или зайца и побежит, к примеру, за косулей. Но с раннего возраста своих собак путем системы поощрения и наказания я отучаю гонять копытных. А еще учу их не подходить к чужакам. Даже к моим коллегам, с которыми вместе охотимся, мои собаки не подходят.
– Спасибо за интересную беседу. Напоследок что бы вы посоветовали начинающим охотникам?
– Охота – это радость и упоение для души. Изучайте историю и традиции охоты. Любите и правильно воспитывайте своих собак, только охота с собакой дает наиболее полное ощущение. Я считаю, что охотника без собаки быть не может. Ни пуха всем, ни пера!
Игорь БОЯРКИН.
Фото автора.