Нововведение «Белпочты» – возможность граждан завести единый номер плательщика в ЕРИП и сформировать корзину платежей, что позволит существенно ускорить процесс оплаты, в том числе благодаря возможности самообслуживания.
Алгоритм действий предельно прост. Все, что необходимо сделать на первом этапе, – это сформировать список платежей, оплату по которым вы осуществляете ежемесячно. «Пароли и явки» можно выписать на отдельном листке, но необязательно – достаточно передать оператору платежки за предыдущий месяц. После получения и ввода всей необходимой информации сформированной корзине платежей будет присвоен единый номер плательщика в ЕРИП.
Карточку с единым номером получит каждый плательщик после обращения в почтовое отделение с соответствующим запросом. Номер этот уникальный – если ввести его в систему, то появится доступ к его и только его корзине платежей, где будут собраны все счета, по которым он платит: коммунальные услуги, электроснабжение, мобильный телефон, налоги, кредиты, детский сад, кружки и т. д. Причем сформированная корзина отнюдь не статична – туда можно как добавлять, так и удалять услуги.
Все манипуляции, связанные с оплатой, может совершить оператор почтового отделения, причем единый номер плательщика существенно убыстряет процесс, так как больше нет необходимости вводить данные всех платежей заново. Но, как показывает практика, даже это обстоятельство не исключит необходимость постоять в очереди, особенно в дни пиковых нагрузок. Поэтому специалисты «Белпочты» настоятельно рекомендуют обратить внимание на платежно-справочные терминалы.
«Прием платежей в платежно-справочных терминалах осуществляется через автоматизированную информационную систему единого расчетного и информационного пространства. Сейчас через ЕРИП можно оплатить более 56 тысяч услуг, «Белпочта» принимает оплату абсолютно всех услуг.
Но кто платил, тот знает, что «дерево» ЕРИП достаточно сложное. Если точно не знаешь, в какой ветке находится та или иная услуга, найти не всегда просто. Поэтому тем, кто не пользуется интернет-банкингом, но хочет обслуживаться самостоятельно, мы и предлагаем воспользоваться единым номером плательщика», – рассказывает заместитель генерального директора РУП «Белпочта» Наталья Пилецкая.
На экране платежно-справочного терминала предусмотрены так называемые «горячие» кнопки для оплаты наиболее популярных услуг – на иконках мобильные операторы и «Белтелеком» (можно оплатить городской телефон и интернет). Если же нужно совершить оплату комплекса услуг, в том числе ЖКУ, за детский сад, налоги и т. д., нужно выбирать «Платежи ЕРИП».
После этого система предлагает выбрать способ оплаты – наличными или карточкой. Конечно, удобнее пользоваться банковской картой. Но терминалы принимают и наличные. Единственное, что сдачу они не выдают. Поэтому если уплаченная сумма больше требуемой, предлагаетсям перевести остаток на мобильный номер.
За выбором способа оплаты появится предложение выбрать услугу из «дерева» ЕРИП. Как раз на этом этапе и можно воспользоваться преимуществом единого номера плательщика – достаточно нажать на соответствующую иконку и ввести цифры.
В левой половине экрана – та самая корзина платежей, которую сформировал оператор почтового отделения в соответствии с запросом клиента. Чтобы добавить конкретную услугу в список для оплаты, нужно нажать на соответствующую иконку и ввести показатели (например, количество киловатт-часов или сумму к оплате за мобильный телефон), после чего она автоматически переместится в правую половину.
«Самообслуживание стало максимально простым. Все свои платежи вы можете увидеть на экране сразу же после того, как ввели единый номер плательщика. Причем это не зависит от того, в каком почтовом отделении вы решили осуществить платеж – коммунальные услуги квартиры в Минске вы можете с легкостью оплатить, скажем, в Брестской области», – рассказывает Наталья Пилецкая.
Если плательщик не умеет, но хочет научиться пользоваться платежно-справочным терминалом, сотрудники «Белпочты» уделят ему столько внимания, сколько потребуется.
Говоря о сроках, когда лучше всего приходить в отделения, чтобы получилось за раз оплатить максимальное количество услуг, Наталья Пилецкая рассказывает, что, согласно законодательству, счета выставляются, как правило, после 15-го числа каждого месяца. Но чтобы железобетонно, то около 20-х чисел. «Конечно, очереди есть. Но мы действительно делаем все возможное, чтобы сделать их как можно короче. Поэтому и призываем плательщиков пользоваться платежно-справочными терминалами. Это действительно быстро и удобно, особенно сейчас, когда введен единый номер плательщика», – заверяет она.
Всего в отделениях «Белпочты» установлено более тысячи платежно-справочных терминалов. Они есть во всех областных и районных городах, в агрогородках – везде, где есть массовый посетитель.
БелТА