banner

Воспоминания с привкусом горечи

30 Апреля’16
1555

Воспоминания  с привкусом горечи

Немногим более трех десятков лет назад мы почти ничего знали о Чернобыле. Обычный город, каких много на карте соседней Украины. Но после роковой даты 26 апреля 1986 года, когда в 18 километрах от него (и всего в 16-ти – от Беларуси!) произошла крупнейшая за всю историю атомной энергетики катастрофа, весь мир содрогнулся,  услышав в его названии будто пророческое: «Черная быль». 

 

У каждого, кто побывал в качестве ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, в душе остался тяжелый осадок с привкусом горечи. И не исчезает она, несмотря на прошедшие с той поры годы, как не стираются из памяти жуткие картины в одночасье опустевших городов и деревень...


В качестве добровольца, как и многие сотни белорусов, побывал в чернобыльском пекле наш земляк и сослуживец – бывший милиционер-кинолог группы задержания, ныне сторож Свислочского отдела охраны Александр Александрович Борель. И пусть не считает он свой поступок геройским, ведь люди в форме всегда готовы к трудностям, но целый месяц в загрязненном радиацией районе разве нельзя сравнить с боями на передовой?! Только этот враг еще более опасен, потому что невидим и неощутим…


В те далекие годы Александр Борель работал помощником дежурного в РОВД. Когда ему сообщили о предстоящей командировке в 30-километровую чернобыльскую зону, он хорошо понимал, с какой опасностью придется столкнуться.


– В начале июня 87-го я женился, а в середине августа, оставив беременную жену на сохранении в больнице, поехал на Гомельщину, – вспоминает Александр Александрович. – Вместе со мной – милиционер группы задержания отдела охраны Иосиф Станиславчик. Мы были не первыми ликвидаторами, поэтому знали, что наши здоровье и жизнь под угрозой. Но служебный долг – превыше всего. Наша помощь была необходима, поэтому все, кто проходил строгий отбор медиков, отправлялись в чернобыльскую зону без колебаний.


Целый месяц в составе взвода патрульно-постовой службы мы работали в Брагинском и Хойникском районах. Нашей главной задачей была охрана общественного порядка. Дежурили по 12 часов, обходили деревни, чтобы не допустить мародерства. Словно и не прошло с той поры почти 30 лет, помнится многое, будто бы только вчера было. Деревня Бабчин, где мы жили в здании 5-этажной школы. Вокруг добротные дома, но все окна и двери выбиты, дворы поросли бурьяном… Деревня Старогляды, где в колхозном саду ломятся ветки от яблок и груш, а есть их нельзя...  Помню деревню Перки, в которой жила только одна бабушка… Каждый день мы приносили старушке еду и питье, делились всем, что можно было взять с нашего стола, уговаривали уехать. «Здесь родилась, здесь и умру», – так отвечала она на все уговоры, не соглашаясь оставить родной дом.


Каждый день в сторону Чернобыля и обратно летали вертолеты, напоминая о невидимой опасности. Индивидуальных дозиметров мы не имели, поэтому об уровне радиации никто не знал. Хотя специалисты приезжали регулярно, замеряли, но нам ничего не сообщали. Советовали только в свободные смены на улице бывать меньше и в классах, где нас расселили, чаще влажную уборку делать. Воду разрешали пить только привозную, ее на сутки выдавали по 2 литра...


Трижды молодой милиционер дежурил на КПП «мертвой» зоны. Колючая проволока отделяла от всего мира завоеванную незримым врагом землю.


– Там, в зоне отчуждения, все на своих местах, даже товары на полках в магазинах и машины на дорогах, – с горечью вспоминает Александр Александрович. – В домах осталось нетронутым все, чем жили и чему радовались люди. Было жутко видеть: техника, мебель, одежда, ковры, посуда – все на месте, а хозяев нет… Они только на фотографиях на стенах брошенных домов…


Забыть про такое нельзя, уверен ветеран милиции. Напоминают ему о давней командировке удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС и многочисленные записи в медицинской карточке. О здоровье ликвидатора неустанно заботятся врачи, а родной коллектив ежегодно оказывает денежную помощь. У прапорщика Александра Бореля за плечами 21 год стажа в отделе охраны. Он гордится, что по его стопам пошел сын Денис. Молодой сержант всего четвертый год служит милиционером-водителем группы задержания, и за это время уже стал лучшим по профессии.

 

Валерий АЛИФЕРОВИЧ,
начальник Свислочского отдела Департамента охраны МВД Республики Беларусь.  

Предыдущая статья

В ожидании пасхального чуда