Лучшие годы своей жизни Лидия Ефимовна Бартош посвятила подрастающему поколению, пионерии и комсомолии. У нее была настолько кипучая и яркая трудовая биография, настолько насыщенная и интересная жизнь, что можно сказать: «Она не жила, а горела». Горела, как яркий факел, как сердце Данко, освещая путь всем, кто находился с ней рядом. И даже теперь, когда силы покинули и глубокие морщинки рассыпались по лицу, она настолько крепка духом, настолько полна оптимизма и жизнелюбия, что хочется по-доброму позавидовать этой удивительной женщине.
Родилась она 17 июля 1932 года. С малых лет была любознательной, родители уставали отвечать на ее бесконечные «почему».
Старшие братья ходили в польскую школу, через сквер от которой находилась гимназия. Маленькая Лида не раз смотрела сквозь металлические прутья забора на гимназистов. Ей тоже очень хотелось учиться в этой школе, где мальчики и девочки ходят в красивых формах. В 1939 году после освобождения Западной Белоруссии девочка пошла в нулевой класс, старалась прилежно учиться. Там она впервые увидела новогоднюю елку, получила подарок от Деда Мороза, кроме того, девочка получила дополнительный подарок за отличную учебу.
В школе действовали комсомольские и пионерские организации, и малыши с завистью смотрели на учеников, носящих красные галстуки. Они шефствовали над младшими школьниками, играли с ними, готовили концертные номера.
Но учиться пришлось недолго. Лиде не было и восьми лет, когда началась война. Этот день она запомнила на всю жизнь. Девочка вместе с дядей и братьями шли в соседнюю деревню к родственникам, как вдруг послышался страшный гул, а потом в небе со стороны Запада появились черные точки. Они летели к военному аэродрому. Страшно задрожала земля от падающих бомб. Ни один советский самолет не вылетел в тот день с аэродрома. Он был уничтожен.
Три года люди жили в постоянном страхе. Вся Свислочь была превращена врагами в сплошное пожарище.
Первые ночи семья ютилась в погребе, потом ночевали в летнем птичнике, а затем начали строить землянки, стараясь успеть до наступления холодов.
Взрослые и дети начали восстанавливать разрушенную школу. К ноябрю уже можно было сесть за парты. Не было чернил и бумаги. Приходилось писать марганцовкой или соком из «волчьих» ягод. Тетрадками служили серые бумажные мешки от цемента и использованные обои. Но какова была тяга к знаниям! В 44-м Лиду приняли в пионеры. Ткани на галстуки не было, и дети несли из дома любые кусочки ткани, а пионервожатые красили их в красный цвет. В пионеры принимали в торжественной обстановке, и на всю жизнь запомнились слова торжественного обещания.
У красногалстучных были свои ответственные задания. Они помогали одиноким старикам, солдатским вдовам. В то время не у всех были керосиновые лампы, и поэтому дети старались собираться по несколько человек.
В 45-м в школу из Москвы прислали горн, барабан, появилась гармошка. Пионервожатая Мария Гайдучек стала для Лиды примером для подражания. Опыт старшей коллеги очень ей пригодился, когда в 1950 году Лида стала пионервожатой в Ятвесской восьмилетней школе.
Она умела все: петь, танцевать, рисовать, красиво декламировать стихи, в общем, была массовиком-затейником. Пионеры видели в ней не только свою вожатую, а и друга. К Лиде можно было обратиться с любым вопросом, доверить самое сокровенное, попросить помощи. Пионерская жизнь была интересной, каждый день дарил что-то новое.
Ежегодно проводились пионерские слеты, которые запомнились на всю жизнь. Ребята были активными и милосердными. Они шефствовали над пожилыми людьми, заботились о младших школьниках-октябрятах, дружно работали на колхозных и совхозных полях, собирали металлолом, макулатуру, ходили в походы по местам боевой славы, участвовали в спортивных соревнованиях, играли в игру «Зарница».
Лида подрастала и становилась красавицей. И однажды встретилась на танцах с молодым военнослужащим Петром Мухиным. Он пригласил ее на танец и глаз не сводил, пока они кружились в вальсе. Петр проводил девушку домой и понял, что до встречи с ней его жизнь была скучной и неинтересной. Они стали встречаться. И однажды парень пришел к Лиде в парадной форме, с белоснежным подворотничком, в наглаженных брюках. Увидев удивленный взгляд Лиды, Петр сказал: «Мы сегодня с тобой идем в ЗАГС подавать заявление».
Девушка удивилась, но затем согласилась, ведь и ее сердечко давно было занято этим бравым смоленским парнем, который осиротел в начале войны и пошел на фронт в 16 лет. Они поженились. Через год появилась на свет дочка Валя. Лишь два месяца пробыла молодая мама дома и вышла на работу. Через два года родились близнецы Саша и Витя. И вновь долго не засиделась Лидия дома – ее ждала любимая работа. На то время она работала старшей пионервожатой в Свислочской средней школе (ныне гимназия № 1 им. К. Калиновского). Директор, учитывая, что у пионервожатой трое детей, установил для нее свободный график. Лидия успевала везде: и на работе, и дома, кроме того, успешно закончила сначала Новогрудское училище, а потом Гродненский пединститут. Где брала силы эта хрупкая женщина, как ей удавалось совмещать работу, семью и учебу, остается только удивляться. Пятнадцать лет она была старшей пионервожатой, а в 1959 году ее назначили директором районного Дома пионеров.
Опыт пионерской деятельности Лидии Ефимовны был обобщен и распространен по всей области. Она ездила по обмену опытом в Польшу, потом наши дети вели переписку с польскими харцерами. Сколько интересных встреч, поездок было организовано за годы ее директорства, сколько незабываемых мероприятий прошло. На память о них в семейном альбоме осталось множество фотографий, которые она с любовью пересматривает и сегодня.
Шли годы. И вот она уже учитель начальных классов, а потом инструктор организационного отдела райкома партии, заместитель заведующего организационным отделом РК КПБ.
На всех участках работы Лидия Ефимовна проявляла себя с лучшей стороны. Она постоянно являлась почетным гостем на всех слетах, продолжая шагать с пионерией по жизни. За свой труд неоднократно была награждена. Одной из лучших оценок ее работы был значок ЦК ВЛКСМ «Лучший пионерский вожатый» в 1956 году. Не счесть почетных грамот всесоюзного, республиканского, областного и районного значений, благодарственных писем, которые бережно хранит Лидия Ефимовна. В 1970 году она была награждена медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», имеет медаль «Ветеран труда».
В ней и по сей день, несмотря на многочисленные недуги, столько энергии и оптимизма, что остается только удивляться. До всего есть дело бабушке Лиде, она никогда не была равнодушной к чужой боли, чужим проблемам, старалась всегда помочь, подсказать, обнадежить.
63 года прожила она с Петром Семеновичем в мире и согласии. Бриллиантовую свадьбу успели отметить. А полтора года назад его не стало. Давно выросли дети, подарили внуков, а те – правнуков. Бабушка Лида не может сидеть без дела ни минуты. Она вырезает из газет песни и вклеивает их в общие тетради, в отдельном альбоме у нее хранятся стихи, причем только оптимистического характера.
Она очень любит читать, интересуется всем происходящим в мире. Никогда не падает духом эта удивительная женщина и смотрит на жизнь с огоньком и оптимизмом. Нам бы поучиться у нее такой жизнестойкости и позитиву.
Вся ее любовь и горение в полной силе передались внучке Асе. Уже восьмой год она возглавляет районный Совет пионерской организации. Как лидер-педагог пионерского движения в связи с 90-летием Всесоюзной пионерской организации Ася Валерьевна награждена Признательной грамотой Гродненского областного Совета ОО БРПО. Точно такая же грамота 30 лет назад была вручена Лидии Ефимовне. Бабушка Лида очень гордится, что ее взгляды и любовь к избранному делу передались по наследству. Это значит, что добрые традиции будут продолжаться.
Ядвига КОБРИНЕЦ.