Страницы истории
СШ № 3 г.Свислочи в цифрах
С 1999 года выпущено 36 медалистов. Поступили в вузы 242 выпускника, ССУЗ – 300, ПТУЗ – 50, вернулись в Свислочский район – 285.
За пять лет завоевано дипломов районного уровня: 1 степени – 203, 2 степени – 215, 3 степени – 159; областного: 1 степени – 32, 2 степени – 11, 3 степени – 38; республиканского: 1 степени – 5, 2 степени – 6, 3 степени – 12, международного уровня: 1 степени – 5, 2 степени – 6, 3 степени – 10.
25 декабря 1960 года широко распахнулись двери школы-интерната для 1–4 классов. В каждом классе было по 30 учащихся. В то время школы-интернаты воспитывали детей, у которых не было родителей. Перед коллективом работников учреждения образования была поставлена серьезная задача: вернуть счастливое детство своим воспитанникам. Большая ответственность легла на плечи первого директора школы-интерната Александра Семеновича Полубинского. Приказ о назначении на должность он получил 27 июня 1960 года, когда только-только начинало возводиться здание школы. Так как стройка затянулась, начать учебный год 1 сентября не удалось, хотя уже и был подобран необходимый штат работников.
Коллектив педагогов сформировался достойный. С первых дней вели детей к знаниям З. А. Дрозд, О. И. Якута, Я. А. Ягодинская, А. П. Лешенюк, В. С. Григорьева, А. И. Папенкова, Л. И. и Ю. И. Басалаи, М. А. Селях, Р. В. Вахрушева, Е. Р. Забейда, А. Н. Волчкова, И. Н. Сауль, С. И. Трофимик.
Первый выпуск из 20 человек состоялся в 1965 году. Это было незабываемое торжество для детей и воспитателей. Как вспоминала ветеран-педагог школы-интерната Е. И. Трохимик: «Это был первый своеобразный экзамен для всего коллектива. Сочинения наших питомцев читали всей школой-интернатом. Мы были очень рады, когда в этих ребячьих откровениях на свободную тему «Кем ты хочешь стать?» пятеро интернатовцев признались, что хотят стать учителями. И именно учителями школ-интернатов».
Торжественно отмечали в школе-интернате праздники. В знаменательные дни учреждение посещали известные личности. Побывали в школе-интернате майор Чирков, комиссар легендарного крейсера «Аврора» А. Белышев, участник штурма Зимнего дворца, делегат ІІІ съезда ВЛКСМ С. Соколов, комиссар партизанской бригады имени Чапаева А. Шламанов, М. Егоров, первым водрузивший знамя над рейхстагом, представители народного образования Польской народной республики.
У истоков создания школы стоял Александр Семенович Полубинский (1960–1972 гг.). Достойно продолжил его добрые традиции Л. И. Ходак (1972–1975 гг.). Позже школу-интернат возглавляли П. В. Прокопик (1975–1978 гг.), П. М. Климович (1978–1989 гг.) и А. В. Хмара (1989–2001 гг.), с 2001 года – Н. И. Боуфалик.
С 1993 года школа-интернат постепенно реорганизовывается в среднюю общеобразовательную школу: формируются классы из городских детей. В 1997 году школа-интернат официально получила статус средней общеобразовательной школы № 3 г. Свислочи. На то время в школе насчитывалось около 300 учеников, которых обучали 30 педагогов. Действовало 20 классов.
На 1 сентября 2015 года в школе обучались 326 детей, работали 44 педагога.
Школа динамично развивается, постоянно ведется поиск новых методов обучения. Школа – участник внедрения республиканских инновационных проектов «Внедрение модели формирования коммуникативной культуры учащихся в контексте белорусского менталитета», «Внедрение модели сопровождения процессов социализации подростков в интернет-пространстве «Классный руководитель в социальной сети».
За многолетний добросовестный труд по обучению и воспитанию подрастающего поколения учитель школы А. Н. Волчкова в 1970 году получила звание «Заслуженный учитель БССР», директора школы А. С. Полубинский и П. В. Прокопик получили знак «Отличник образования БССР», учителям истории и обществоведения Е. А. Данилюк и трудового обучения И. И. Чуре вручены Премии специального фонда Президента Республики Беларусь за качественную подготовку учеников к олимпиадам.
Чужих детей не бывает
Такого принципа всегда придерживались педагоги СШ № 3 г. Свислочи, которая отмечает 55-летний юбилей. Накануне празднования юбилея мы встретились с директором школы Натальей Ивановной Боуфалик и попросили рассказать о жизни школы, ее педагогах и учениках.
– Какое место в системе образования района занимает школа на современном этапе?
– Школа занимает одно из ведущих мест в системе образования района. Педагогический коллектив школы – это творчески работающий коллектив единомышленников, владеющих современными подходами к обучению и воспитанию подрастающего поколения. 89% педагогов имеют высшую и первую квалификационные категории.
– С какими результатами пришла школа к юбилею?
– Идя в ногу со временем, педагоги внедряют инновационные идеи в практику, у нас реализуется второй республиканский инновационный проект. В 2013 году школе присвоен статус «Зеленая школа» республиканского значения за успехи в охране окружающей среды и экологическое просвещение населения. В 2015 году школа признана одним из лучших учреждений образования области в сфере энергосбережения. Учреждение обеспечивает высокое качество образования. Ежегодно около 50% выпускников школы становятся студентами вузов республики. Отрадно, что многие выпускники школы возвращаются в Свислочский район и пополняют ряды специалистов сельского хозяйства, образования, медицины, силовых структур и других сфер деятельности.
За пять лет стипендиатами Свислочского районного исполнительного комитета стали 19 учащихся. Выпускники школы Андрей Нестерик, Виктория Якута, Владислав Мисюля удостоены премий специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся. Дважды учащиеся школы были награждены премиями областного отделения Белорусского фонда мира за высокие показатели в учебе и активное участие в общественной жизни, трое учащихся – премиями имени А. И. Дубко областного исполнительного комитета.
– Таких результатов нельзя добиться без талантливых и любящих свою профессию учителей. Кого бы вы назвали в числе лучших?
– Школа гордится педагогами, подготовившими победителей третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебным предметам, областных научно-практических конференций и творческих конкурсов: И. И. Чурой, Е. А. Данилюк, Н. П. Прокопик, И. С. Грунтович, Г. Е. Кислой, А. В. Песецким, Г. И. Коренчук, Н. С. Якутой, победителями конкурсов профессионального мастерства А. Ф. Рябчук, И. Е. Валюк, М. И. Демянчик, Е. И. Литовкой, Э. А. Котусевой, В. Н. Короткевичем, а также Д. А. Гончевым, занимающимся подготовкой спортивного резерва.
Сегодняшние успехи невозможны были бы без учителей, заложивших добрые традиции, – ветеранов педагогического труда. Особые слова благодарности всем, кто внес большой вклад в развитие школы, обучение и воспитание подрастающего поколения.
– Что бы вы пожелали коллективу в канун юбилея?
– Желаю коллективу школы здоровья, стабильности, процветания, покорения новых вершин, творческих озарений и свершений.
Мир, полный доброты...
Первая ступень образования – особый мир, мир чистоты и детства. Первая написанная буква, первый решенный пример, первые выученные строки великого поэта А. С. Пушкина, первая учительница. Она встречает на пороге школы, остается рядом все четыре года, ненавязчиво направляет во взрослую жизнь.
Учителя начальных классов... Им присущи доброта, отзывчивость, понимание, умение объяснить сложное просто и доступно.
Мария Ивановна Демянчик – «Учитель года-2011», педагог-инноватор, который творчески подходит к любому уроку. Она современна во всем: от методов и приемов обучения до общения с родителями и учащимися в сети Интернет. Создала блог учителя начальных классов. Всегда может поделиться своими педагогическими находками. Ее уроки напечаны в республиканском журнале «Начальная школа». Мария Ивановна – педагог, для которого каждый урок – новое испытание для ее мастерства.
Для Веры Степановны Лобач внимание к ученику – главная задача ее деятельности. Уроки «Берегоши», такие важные для учащихся начальной школы, учат бережливости и экономии. Они запоминаются яркой наглядностью, нужными советами. А чего стоят разноцветные кубики (Вера Степановна обучает чтению по методике Зайцева)! Их многообразие так завораживает маленького человека, что чтение уже не представляется таким трудным.
Инна Евгеньевна Валюк – мудрый и трудолюбивый наставник, к ней можно прийти с любым вопросом. Творчество сопутствует любому ее начинанию. Разносторонность интересов педагога поражает: информационные технологии, декоративно-прикладное искусство, чирлидинг. Таким и должен быть учитель начальных классов.
Лилия Демьяновна Палто – скромный человек, но опытный и творческий учитель. Уроки Лилии Демьяновны до сих пор помнят ее многочисленные ученики. Педагог любит природу, проблемы экологии не оставляют ее равнодушной, поэтому и нынешние ученики Лилии Демьяновны с удовольствием изучают жизнь птиц зимой. Обо всем этом педагог пишет на страницах республиканского журнала «Эколог и я».
У Светланы Николаевны Пекарь нет неуспешных учеников. Она видит каждого, к каждому найдет подход. Интерактивные методы обучения стали на уроках педагога главными. Это дает возможность максимально развить способности учащихся, воспитать правильное отношение к миру и к себе. Светлана Николаевна уверена: «Знания не даются, они берутся! Ребенок – центр, вокруг которого крутится весь образовательный процесс».
Педагогическое кредо Елены Ивановны Литовки основано на личностно ориентированном обучении. Целеустремленность, настойчивость в достижении цели, профессионализм и вместе с тем осторожность, которая необходима при прикосновении к душе ребенка, – вот то, что отличает Елену Ивановну. Ее ученики активны на всех этапах урока, вовлечены в различные виды деятельности. Она участница различных конкурсов и проектов. На международном конкурсе дистанционных уроков ее урок о Беловежской пуще был удостоен диплома ІІІ степени.
Инна Ричардовна Тицкая всегда находит нестандартное решение, если нужно, создаст новое, не отвергая традиционную дидактику. Много лет она работает по технологии «Шаг за шагом», что способствует развитию личностных качеств учащихся, формирует мотивационную структуру урока. Добрый и отзывчивый человек, талантливый педагог, Инна Ричардовна не мыслит себя без школы, звонков и перемен. И это чувствуют ее ученики, отвечая ей любовью и уважением.
Вот такие они, учителя по профессии и по призванию, для которых так важно, чтобы каждый день ученик с радостью бежал в школу!
Людмила БАЛЫШ.
Фото Григория ШИРЯЕВА.