Не заметить красивые самотканые дорожки цвета бордо, которыми устлали часть прохода в храме в Новом Дворе, было просто невозможно. Оставалось узнать имя рукодельницы. Ею оказалась жительница деревни Жуковичи И. И. Горбач. В тот миг почему-то подумалось, что не только дорожки подвластны рукам этой женщины. И не ошиблась. Время спустя мы побывали у Ирины Ивановны, настоящей самобытной искусницы-кудесницы. Со всех уголков небольших комнат дома величаво проглядывала неземная красота, застывшая в покрывалах, ковриках, картинах...
Моей героине за 80. Добрая, милая, из тепла и солнечного света она. Жизнь, конечно, ее не баловала, трудной была, не всегда сытой. Да и прошла вся в работе, заботах и хлопотах. Выросли дети, внуки. Вот и правнуки скоро станут самостоятельными. Идет жизнь, проходит. Но след на земле оставлен, доброй памятью отмечен.
Не каждой женщине по силам объять необъятное, а у Ирины Ивановны получилось. Помимо работы в колхозе, потом на хлебозаводе ее руки освоили все, что только видели глаза, к чему душа тянулась.
После войны тяжело жилось, ничего не было. Троюродная сестра как-то дала несколько уроков по шитью, так Ирина стала шить для семьи, причем все – от белья до верхней одежды. «Нужда заставила. Ведь ничего не было, – вспоминает моя собеседница, – а в магазинах продавали качественные ткани». Потом освоила вышивку. Давно пролетело то время, когда приходилось кропотливо, стежок за стежком, создавать узор, а картины по сей день живут, радуют. Так, «Три богатыря» – настоящее чудо. Трудно представить, что над ней колдовала рука обычной сельской женщины. Научилась вязать крючком. Салфетки, скатерти, кружева… Теперь бабушка Ира все больше вяжет на спицах – носки внукам да правнукам. А самым любимым все же было ткачество, потому что мама Софья Ивановна сумела раскрыть тайны мастерства и привить любовь к этому виду деятельности. Хозяйка с удовольствием показывает покрывала праздничные и на каждый день, уточняя при этом, что они «суцэльныя», а не сшиты посредине. А тут еще и полотенца, и такие они разные и необычные: на иконы, для украшения стен дома, под караваи и простые для вытирания рук. Как успеть все? «Как выпадала свободная минутка, так сразу за станок. Дня два – и покрывало готово, – рассказывает Ирина Ивановна. – Я больше люблю, когда сделано своими руками, а не куплено в магазине. Прежде чем приступить к работе, надо было хорошенько подумать, как уложить цветочки, кружочки, лепесточки в единый образ. Всю жизнь ткала, пока хватало сил». Показала ковер – шедевр умелых рук. Мало того, что он красив, подкупало и то, что сделан добротно, аккуратно, а цветовая гамма просто великолепна. «Нити в магазине были только белые, – раскрывает свои маленькие секреты Ирина Ивановна, – сама красила их, старалась, чтобы цвет получился сочным, оттенок нежным».
Много оригинальных вещей прошло через ее руки. Ткала не только для семьи, ткала и родственникам из Гродно, Волковыска и Риги. Особенно нравились рижанам ее самотканые изделия, ценили неповторимость и своеобразную красоту. Интересно мне, как правнуки смотрят на такие уникальные и по нашим временам очень редкие вещи? Ирина Ивановна чуть улыбнулась, мол, им это уже не надо. Отжили свое, по их словам, такие вещи, отжило и ремесло это.
Все, что выткано, вышито, связано, по сей день бережно хранится. Что-то дома у самой хозяйки, но большая часть у дочери Софьи Евгеньевны. Сохранилось и то, что когда-то смастерил отец Иван Игнатьевич: шикарный платяной шкаф, трюмо в человеческий рост, станок для выбивания ковров…
Ирина Ивановна – человек удивительный. Даже сейчас она не может без дела усидеть. Радует вкусной выпечкой своих шестерых внуков и девятерых правнуков. Поделилась и с читательницами районки рецептом.
Валентина ХАМЧУК.
Фото Григория ШИРЯЕВА.