banner

Величие Преображения Господня

24 Августа’15
1055
Величие Преображения Господня
 
19 августа православные христиане отмечали двунадесятый праздник Преображения Господня. Он установлен в память Преображения Господа нашего Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. 
В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16:21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра. Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии.
Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из области Кесарии Филипповой в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с собой трех учеников – Петра и братьев Заведеевых – и взошел с ними на вершину помолиться. Однако апостолы, утомившись, уснули.
Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9:29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда беседа подходила к концу, апостол Петр проникся дерзновением и сказал: «Наставник! Хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9:33). Петр, которому предназначено быть одним из созидателей Церкви Христовой во всей вселенной, собрался построить «три кущи» (три палатки) для Учителя и явившихся им пророков. Он все еще смотрит на Иисуса Христа по-земному и ставит Его наряду с Моисеем и Илией. «Но Иисус, – пишет преподобный Ефрем Сирин, – тотчас показывает ему, что не имеет нужды в его скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение сорока лет делал в пустыне скинию из облака отцам его». 
На обратном пути Господь заповедал апостолам никому не говорить о видении до тех пор, пока Он не примет страдания и смерть и не воскреснет в третий день.
Однако величие Преображения не ограничивается только чудесным созерцанием учениками Божества Христова, просиявшего через завесу Плоти Его. В свете Фавора перед нами открывается одновременно и все домостроительство Божие о спасении мира, что и отобразили весьма ясно в своих творениях святые песнословцы, составители стихир и канонов на день Преображения. 
Праздник Преображения Господня научает нас многим богословским истинам. И пророк Илия, и Моисей, созерцавший некогда на Хориве неопалимую купину, и святые апостолы ныне увидели в просиявшем Лице Иисуса Христа Бога и совершенного Человека – во единой ипостаси два естества. На Фаворе возвышенная догматическая истина о воплощенном Боге Слове была представлена всем людям воочию.
Праздник Преображения Господня отмечается Православной Церковью начиная с IV века, со времени построения святой равноапостольной Еленой на горе Фавор храма, посвященного этому событию.
В русской народной традиции Преображение называется Вторым или Яблочным Спасом, т.к. его справляют одновременно с созреванием яблок. На Руси специально к этому дню яблоки везли целыми возами, и каждый более или менее зажиточный человек считал своим долгом раздать плоды бедным и больным. До этого дня не разрешалось есть яблоки и все огородные овощи, кроме огурцов. В православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но, начиная с этого дня, разрешается есть яблоки и фрукты, освящение которых проводится в конце праздничной Литургии.
Ольга БУБЕНЧИК.
Фото Ольги БОТВИЧ.

Предыдущая статья

Душевная встреча