banner

Возвратится ли бурый медведь в Беловежскую пущу?

20 Августа’15
1604
В последнее время идет много разговоров о скором вселении в леса Беловежской пущи бурых медведей. Данный вопрос был затронут в 2011 году после того, как ученые Германии предложили проект по восстановлению популяции бурого медведя в Беловежской пуще. К данному проекту подключилась Национальная академия наук Республики Беларусь. 
Какова же судьба этих бывших аборигенных животных? Бурый медведь как самый крупный хищник Европы с исчезновением больших лесных массивов нашел себе пристанище вместе с зубром в Беловежской пуще. Медведей в XVIII веке в пущанских лесах было достаточно много, и их усиленно истребляла лесная охрана под предлогом того, что они опасны для всей дичи, и в особенности для зубра. Случаи нападения медведей на зубра, несомненно, имели место, но обычно эти животные умели за себя постоять. 
О нападении медведя на зубра сведения в литературе не многочисленны. Так, в 1844 году в Беловежской пуще вблизи д. Рудни был убит огромной величины и силы медведь, который заел старого огромного зубра. Пространство, на котором происходила схватка животных, охватывало примерно сто квадратных саженей, что доказывало ожесточенность борьбы. По рассказам очевидцев, зубр долго таскал медведя на себе. Этот случай послужил основой для написания Н. Самокишем картины для иллюстрации книги Георгия Карцова «Беловежская пуща». Кроме того, были зарегистрированы случаи, когда медведь заедал по зубру в 1832 и в 1841 годах.
В начале XIX века под предлогом борьбы с хищниками охота на медведя резко усилилась. Этот зверь уничтожался не только из-за ценности шкуры, но и из-за отрицательного его воздействия на такой активный пущанский промысел, как бортничество. В документах 1796 года мы находим, что в пуще насчитывалось 7233 дерева с бортью. Бурый медведь весьма существенно вредил бортникам, поэтому и стал преследоваться человеком. Не случайно на территории Беларуси этот зверь имел второе название – бортник.
Интенсивное преследование хищника привело к тому, что в 1846 году был убит последний пущанский медведь, который в одно лето заел пять зубров. В истреблении медведя лесной страже усердно помогали браконьеры, причем не местные, а посторонние, с целью добыть шкуру, которая всегда высоко ценилась. Так что при охоте в пуще императора Александра II в 60-х годах медведя уже не было.
Позже, в 1873–1878 годах, все же были случаи захода трех хищников в пущу, но они вскоре все были убиты после появления. И только спустя полвека в 1937 году польская лесная администрация попыталась развести в пуще медведей путем их завоза из других мест. Из Полесья привезли 7 молодых медведей в возрасте около 1,5 лет, но вскоре большинство из них погибли из-за конфликтов с человеком.
В следующем 1938 году для восстановления популяции медведя применили другой способ. Летом в Беловежскую пущу из Познаньского зоопарка привезли беременную самку. Для медведицы в 317 квартале (центральная часть пущи) в Национальном парке соорудили большую клетку. А когда самка родила 2 медвежат, все семейство сразу же выпустили на свободу. Этих хищников неоднократно наблюдали в лесу в 1939 году.
Во время Второй мировой войны немцы выпустили в пущу еще двух медведей, которые ранили и убивали людей, потому вскоре были отстреляны. Сразу после окончания войны в пуще видели 4 медведей: двух взрослых и двух молодых. Скорее всего, это были особи предвоенной интродукции и их потомство. Один из молодых медведей был убит браконьерами. Позже видели только 3 зверей. Еще один медвежонок, родившийся в 1946 году, тоже был убит браконьерами. В 1947 году лесная охрана встречала только единичные следы медведя, которые были зарегистрированы в центральной части лесного массива на территории Язвинского и Хвойникского лесничеств Беловежской пущи. Судя по следам, здесь до 1950 года обитал один полувзрослый медведь. Причем хищник придерживался именно того места (окрестности 137 квартала), где в 1937 году выпустили зверей. Судьба оставшегося медведя осталась неизвестной, так как после 50-го года следов деятельности хищника обнаружено не было.
В июле 2003 года недалеко от деревни Клепачи егерь Пружанского лесхоза обнаружил следы медведя на овсяном поле. Возраст зверя – примерно два года. Зверь находился в этом районе до осени, часто заходя на окраины болота «Дикое». Последний раз этого медведя видели в окрестностях деревни Залесье. 
Бурый медведь является неотъемлемым атрибутом дикой природы, но сможет ли он восстановить свою популяцию без конфликта с человеком? При выборе местообитания медведь предпочитает глухие старовозрастные лиственные и хвойные леса, пересеченные речками, небольшими озерами, болотами, лесными полянами, где редко бывают люди. Наиболее подходящие условия для обитания медведя в Беловежской пуще – это северо-восточная часть лесного массива, расчлененная верховыми и низинными болотами. Медведь – всеядное животное. Добывает диких и домашних животных, даже крупных копытных, охотно поедает насекомых, ягоды, плоды, травянистые растения, листья с побегами де­ревьев и кустарников, семена. Хищничество медведей приходится преимущественно на раннюю весну, конец лета и осень.
В Беларуси медведь немногочисленный вид, поэтому занесен в Красную книгу. Несмотря на 70-летний запрет охоты на медведя, численность его невелика, около 80–100 особей. 

Алексей БУНЕВИЧ,
ведущий научный сотрудник ГПУ НП «Беловежская пуща», кандидат биологических наук.

Предыдущая статья

Как здорово быть молодым!