Автогол в политике

27 Июня’15
1052
Автогол  в политике
 
Бывают случаи, когда при анализе политической ситуации ты знаешь ответ на вопрос, что будет дальше, но не хочешь его давать…  Наверно, потому что где-то в глубине души ты устал быть циником. И в той же глубине все же хочешь ошибиться, хочешь дать шанс событиям пойти пусть не логичным для нашего циничного мира, но позитивным путем. 
Сейчас у всех на слуху слово «опек». Оно не имеет отношения к слову «опека», наоборот, оно, скорей, касается попыток помыкать этим миром. С помощью цен на нефть. Ибо ОПЕК – не очень благозвучная аббревиатура, которая скрывает за собой обыкновенный международный картель добытчиков нефти. Что такое картель? Давайте обратимся к словарю: «Картель – форма монополистического объединения или соглашения. В отличие от других, более устойчивых форм монополистических структур, каждое предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, регулирование объемов производства и т.д.». Для нас ключевыми в данном определении являются слова «предприятие, вошедшее в состав картеля, сохраняет самостоятельность» и «объектом картеля является ценообразование и объемы производства» – и к ним мы еще вернемся. 
А пока вспомним конкретную цель создания ОПЕК. Организация стран-экспортеров нефти была основана на конференции в Багдаде в 1960 году Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией и Венесуэлой. Тогда в мировой нефтедобыче господствовали семь крупнейших транснациональных компаний Запада, так называемые «Семь сестер»: Exxon, Royal Dutch Shell, Texaco, Chevron, Mobil, Gulf Oil и British Petroleum. ОПЕК была учреждена после того, как картель «Семь сестер» в одностороннем порядке снизил закупочные цены на нефть, исходя из которых они выплачивали налоги и ренту за право разработки чужих природных ресурсов. 
То есть чисто экономически ОПЕК была создана для повышения цен на нефть! Она по определению заинтересована в повышении цен на углеводороды, для чего и регулирует, а точнее, постоянно сдерживает, а то и сокращает добычу нефти. (Вспомните определение картеля). Вполне понятно и логично. А политической целью стран ОПЕК явилось стремление получить контроль над своими ресурсами и обеспечение своих национальных интересов. Тоже понятно. И чем выше цены, тем лучше обеспечены национальные интересы двенадцати нефтедобывающих государств; чем ниже – тем хуже. На этих качелях «цена – объем добычи» и балансирует сегодня благополучие  Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии, Венесуэлы, Катара, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратов, Алжира, Нигерии, Эквадора и Анголы. 
Тогда, в 60-х, картель ОПЕК пусть и меньшим составом, но победил картель «Семь сестер» – такого объединения больше не существует. Потому что 7 западных ТНК стали играть, как говорят американские брокеры,  «против рынка» – они искусственно снижали цены, а вот удовлетворить возросший спрос не могли: жадность вынесла им мозг.  А ОПЕК  спрос удовлетворил и лишь потом поднял цены. 
Однако с 60-х годов много рек утекло – нефтяных. И утекли они все на Запад. И Запад за эти «черные реки», как за ниточку, а потом и за поводок, стал подтягивать к себе тех или иных членов ОПЕК. Подтягивать и наклонять. Кто-то клюнул на «приманку», кто-то – нет. Но все равно результат уже налицо – в рядах ОПЕК произошел раскол. Это проблема всех капиталистических объединений: рано или поздно они дают внутреннюю трещину. И – крахх!!! Особенно быстро это происходит в картелях, потому что – опять же вспомним определение – члены его сохраняют экономическую независимость. А значит, уже легче кого-нибудь из них перекупить или запугать конкурентом. 

Вот тогда и начинаются странные вещи. Такие как с нынешней ОПЕК: организация  вдруг тоже начала играть против рынка и против своей единственной цели – повышения цен на нефть! 
Сейчас это происходит следующим образом. Три года назад члены картеля договорились о сокращении добычи, т.е. о введении очередных жестких квот. Всем известно, к чему это привело – к устойчивому росту благополучия стран ОПЕК. И вдруг в середине лета 2014 года некоторые страны решили почему-то отказаться от собственных выгод. В октябре прошлого года эти лишние выбросы нефти на мировой рынок составили аж 300 тыс. барр. в сутки! Это не считая контрабандной нефти, сбываемой ливийскими «демократическими пиратами» и «идейными противниками западных крестоносцев» из ИГИЛ – и те, и другие замечательно снюхались со своими «врагами» и теперь продают западноевропейским нефтяным «работорговцам» нефть по демпинговым ценам. Во всем мире это называется «скупка краденого», и, как видим, некоторые европейские государства ею не гнушаются. Может, этим и объясняется резкое удешевление мифической сланцевой нефти из США? Может, ее доставляют не через Атлантику, а всего лишь через Гибралтар?
Так или иначе, но течь в опековской бочке обрела такие размеры, что стали страдать не только страны внутри этой бочки, но и находящаяся за ее пределами, однако связанная общемировой ценой на нефть непокорная Россия.  
И тут страны ОПЕК поняли, что сложная игра с навязанной «нефтяной  утечкой» и их расколом затеяна Западом с одной целью: не имея возможности прямо надавить на Россию, он старается хотя бы таким сложным путем, «через кого-то», но все же наказать своего геополитического оппонента. Естественно, за счет благополучия стран ОПЕК. 
То есть страны ОПЕК тоже под санкциями. Многие из них уже открыто выступают за немедленное повышение цен.  Это в первую очередь Иран и Венесуэла. Все же остальные грустно помалкивают, выслушивая благодарности за «понимание» американских интересов от таких господ, как, например, сенатор-русофоб Маккейн. Но могут ли эти сомнительные благодарности компенсировать утраченные прибыли? 
«Если сокращения добычи не последует, авторитет ОПЕК и ее способность воздействовать на мировой рынок нефти будет поставлена под вопрос, – считает Даниель Бейт, ведущий эксперт из Lupus alpha Commodity Invest Fund. – Стадная модель поведения, а также переход на спекулятивные позиции лишь ускорит падение стоимости».
Сравнение ОПЕК со стадом, может, и жестковато, но это явный намек на то, что картель уже начал смертельную игру против рынка. Как когда-то западные «Семь сестер». И конец этой игры уже виден… Ибо ОПЕК пока играет против ОПЕК! 

Вадим ЕЛФИМОВ.

Предыдущая статья

На страже законности и правопорядка