Лето на этой неделе, наконец-то, нашло дорогу к белорусской земле, на дворе заметно потеплело, посветлело. Небо синеет высотой, деревья выбросили полноценные листья, и, вообще, стало как-то веселей! Невольно мысли перепрыгивают на мечты о предстоящем отпуске, о купальном сезоне. О дальних дорогах, бескрайних просторах, ласковой волне и уютном отеле. И не у меня одного, правда, дорогой читатель?!
В это время английские ребята обычно открывают не только купальный сезон на Темзе, но и сезон академической гребли. Причем, наперегонки – кто быстрее: ребята из Кембриджа или Оксфорда?! Вообразите знаменитую английскую травку по берегам, голубое зеркало Темзы, готические «горбы» мостов над ним, что замыкаются в кольца, и, конечно же, осмелевшее солнышко. Впрочем, Великобритании тепло дает не оно (тем паче в Великобритании оно редкий гость), а Гольфстрим – подводная река, несущая к Северному Альбиону остатки тропического тепла. Именно поэтому море вокруг английских островов теплее, чем реки, эти острова пересекающие. Но в нынешнем году холодная Темза прогрелась чуть раньше обычного. Если б не это удивительное обстоятельство – знаменитая гонка на веслах между двумя университетами, Кембриджем и Оксфордом, окончилась бы, как всегда: победой либо Кембриджа, либо Оксфорда. Просто потому, что прежние 160 лет никто не решался погружаться в начале лета в не прогретую солнцем Темзу иначе как в лодке или байдарке.
Вот и в этом году поначалу все шло, как обычно. Оксфорд, который в многолетнем зачете немного отстает, в прошлом году взял приз, и в нынешнем собирался повторить дерзкий успех. Но, как вы уже заметили, амбициозные планы часто разбиваются о неудачно подвернувшегося купальщика. Подчеркиваем, если б воды в Темзе не прогрелись градусов до 12, ничего бы не произошло, а так... «Гонка челнов» длилась уже 10 минут! Напряженнейший момент, как говорят спортивные комментаторы: экипажи идут бок о бок, но Оксфорд, кажется, чуть-чуть впереди. Да и выглядит посвежее. Обе байдарки ныряют в тень очередного моста, и – о, ужас! – едва не скрещивают весла. (Такое уже случалось в 2001-м). Но нет, треск поломанных весел не слышен, и все благополучно продолжается...
Не тут-то было! Впереди замаячило плавучее «бревно»! Вернее, не бревно, а голова какого-то дуралея-«моржа». Судья гонки Джон Гаррет потом вспоминал: «Это было невероятно. Мы благодарны Мэтью Пинсенту (рулевому Оксфорда) за то, что он заметил пловца. Нам казалось, это плывущий по реке мусор. Мы не поняли, что это человек».
Вот что значит оксфордское образование: судья не понял, а студент – просек! И лишил Оксфорд победы! Ведь лодкам пришлось остановиться.
Вот так из-за водного хулигана, забравшегося спьяну в холодную воду, может сорваться отработанная десятилетиями процедура гонок. Невольно напрашивается политическая параллель с другой гонкой – человеческой. Именно так англосаксы величают цивилизацию – human race. Дух соревновательности, очевидно, у них в крови, но и они начинают задумываться о том, что соревнование должно быть честным... и разумным. И в него не должны вмешиваться различные безумцы, иначе все теряет смысл.
Вот именно такую потерю смысла мировой политики отмечает знаменитый американский политолог, ныне Специальный советник ООН и директор Института Земли в Колумбийском университете профессор Джефри Сакс. Примечательно, что он никогда не числился среди друзей России и Беларуси, а, пожалуй, даже наоборот, но сейчас выступает за возрождение диалога Запада и Востока, причем немедленное. Он отмечает, что политика санкций и изоляции уже не просто устарела, она загоняет мировое развитие в тупик. И тем самым вторит нашему Президенту, который недавно заявил на встрече в Минске с лидером Индии, что попытки изолировать Беларусь бесперспективны, пока мы имеем отношения с такими гигантскими государствами, как Индия и Россия.
Всякий, кто становится на пути человеческой гонки, должен понимать, чем он рискует. Можно ведь гонку и не закончить, во всяком случае так, как это случилось с Оксфордом, который лишился заслуженной победы из-за водного хулигана. Так отправим же хулиганов сушиться на берег, чтобы они не мешали бегу полноводной истории!
Вот и Джефри Сакс говорит: «Решения, принятые правительствами стран в следующие шесть месяцев, будут иметь решающее значение в обеспечении безопасности будущего планеты». И поэтому, добавим от себя, ничто и никто не должен помешать свободному общению всех мировых лидеров, дабы те приняли поистине консолидированные и верные решения!
Вадим ЕЛФИМОВ.