Мир облетела весть: Джен Псаки пошла на повышение... Лично я с облегчением вздохнул. Мне ли потешаться над журналистикой? Пусть это делают непрофессионалы – они не из нашей журналистской «песочницы» и им все равно, как подмочила нашу поляну пресс-секретарь госдепартамента США. А мне вот больно было смотреть на «работу» вроде бы нашей журналистской коллеги, такого же «специалиста по связям с общественностью», как и я.
А между тем Джен Псаки была пресс-секретарем, т.е. рупором госдепа целых два года. И ушла с этой должности на повышение – в Белый дом, на руководящую должность. Официально: по беременности. Мало того, для нее специально «очистили» кресло директора по коммуникациям в администрации Обамы, значит, ею довольны. Хоть и заставили, наконец, замолчать. И было отчего, ведь в английском языке уже появился новый глагол «псакинг». Что означает «глупо, неумело лгать да еще так, что это всем заметно и вызывает смех».
Корреспондент Associated Press Мэтью Ли (один из тех западных журналистов, что еще поддерживают реноме нашей профессии) даже сумел заработать себе на глупостях Джен репутацию юмориста и критика госдепа. А также «поджаривателя Белого дома» – White House Griller. Вот характерный диалог – характерный для него и для Псаки. Однажды Ли спросил Псаки (а это был самый разгар «украинского кризиса»): «Собирается ли Вашингтон улучшать отношения с Москвой?»
Глазки Джен полезли на лоб. Все в Вашингтоне потирают руки, ждут новой «холодной войны», а Ли вдруг спрашивает про улучшение отношений с Россией?! Псаки даже вздрогнула. Но справилась с волнением и заявила: как раз ради улучшения отношений Белый дом собирается поддержать «Марш мира» в российской столице. Тот самый, что организовала оппозиция. Услыхав такой ответ, журналист «Ассошиэйтед Пресс» разъяснил Псаки, что подобные акции ведут вовсе не к улучшению отношений, а раскалывают общество, которое движется затем к чему-то вроде киевского «евромайдана». Привыкшая стоять на своем до последнего, Псаки взбрыкнула: «Всему мировому сообществу очевидно, что США делают все для сохранения мира на Земле, и все наши акции носят исключительно мирный характер. В том числе и переворот... то есть революция на Украине...» Испугавшись того, что сказала, Псаки быстренько прикрыла ладошкой рот. Но слово уже вылетело, и Мэтью его записал на диктофон. Причем с особым удовольствием, ибо официальный представитель госдепа публично признал, что США совершили госпереворот на Украине.
«Поживились» за счет Псаки и юмористические шоу. Тут вспоминается история с бородами. Не «бородатая история», а именно история с бородами, по которым, как сообщила Псаки, а также американская пресса, можно безошибочно опознавать русских военных. Видите ли, на одной из фотографий из Донбасса замечен был именно такой бородач... Как справедливо заметили в общенациональном юмористическом телешоу, по этой логике техасская рок-группа «ZZ Top» также на 2/3 состоит из российских военных. В общем, Псаки и The New York Times вынуждены были потом долго-долго извиняться. А вот крутые мужики из «ZZ Top» вовсе не протестовали.
Удивительней всего то, что впечатление о «случайности» попадания Псаки в госдеп ошибочно. Она попала туда не с улицы и не из бассейна, а ее карьера – типичный пример для американской элиты. Джен Псаки закончила престижную школу Greenwich High School, была капитаном студенческой команды по плаванию. Сразу по окончании колледжа Джен работала пресс-секретарем у различных политиков-демократов. В 2004-м – заместитель пресс-секретаря в избирательной кампании Джона Керри. В 2008-м – один из пресс-секретарей кандидата в президенты Барака Обамы. Теперь понятно, откуда у пловчихи ноги растут? Обычная «золотая молодежь», будущая американская элита.
Почему будущая? Потому что Псаки далеко пойдет. Если, конечно, что-то не переменится в ее сознании с рождением ребенка. Как говорил Чехов, женщина занимается литературой до первого замужества. Максимум – до первого ребенка. А Псаки уже призналась, что не видит разницы между литературой и политикой. Она так и сказала Мэтью Ли: «Мэтт, все, что я делаю в госдепе, это читаю тексты, которые мне приносят».
Надо признаться, читала она их, почти не краснея...
Вадим ЕЛФИМОВ.