Первый снег, выпавший 19 ноября, только за утро стал косвенной причиной почти двух десятков ДТП в Гродно. Обычно первый снежный день называют «днем жестянщика». Кто-то отправился в дорогу на летних шинах, кто-то не перестроился на зимний стиль езды, не учел, что сцепление с дорогой стало в разы хуже, в итоге не вписался в поворот, не успел затормозить и т.д. Как результат – сотни мелких и не очень аварий.
Осенне-зимняя пора – сплошь испытание как водительского мастерства, так и тормозной системы автомобиля.
Нет лучшего контролера состояния тормозной системы и протектора шин, чем дождь и гололедица. Малейшая неточность в регулировании синхронности срабатывания тормозов разных колес дает о себе знать на скользком покрытии дороги незамедлительно. Большой износ протектора на шинах приводит к тому, что между резиной и дорожным покрытием всегда находится тонкая пленка воды, а вода для резины лучшая смазка. Когда колеса ведущей оси автомобиля теряют сцепление с поверхностью дороги, возникает занос. Как только сила сцепления становится меньше тягового усилия, колеса как бы начинают «плыть» по дороге. В этот момент достаточно любого резкого движения, чтобы автомобиль стал разворачиваться вокруг центра тяжести, и машина начала двигаться беспорядочно. Поэтому, выезжая на скользкую дорогу, нужно внимательно следить за скоростью, характером движения и при малейших признаках заноса плавно сбавлять скорость.
При езде по скользкому покрытию все действия должны быть плавными. Резкое торможение, резкий поворот руля – и занесет. Плавность в свою очередь может быть обеспечена только повышенной внимательностью. Здесь как никогда нужны предусмотрительность, способность предвидеть чужие действия и предотвратить беду за счет своевременно принятых и заранее спланированных действий.
Небольшие прямолинейные участки с гололедом лучше всего проезжать с ходу, не изменяя положения руля и не тормозя.
При выполнении поворота надо заблаговременно снизить скорость движения, затем включить нужную передачу и на небольшой скорости выполнить поворот. Пускать автомобиль накатом, выключив сцепление, нельзя.
Особую осторожность во время гололеда надо проявлять при движении на подъемах и спусках. Прежде всего важно правильно определить ту передачу, на которой можно преодолеть подъем без переключения. Перейти на эту передачу следует заранее, до начала подъема.
При трогании с места на скользком покрытии нельзя допускать пробуксовки ведущих колес. Поэтому трогаться нужно на более высокой передаче и на минимальных оборотах двигателя, очень плавно отпуская педаль сцепления.
Обгон во время гололеда – маневр нежелательный.
Гораздо проще предотвратить занос, чем предпринимать экстренные меры по его прекращению и возврату автомобиля в нужную траекторию движения. Неоценимую услугу в этом окажут зимние шины, пригодные для езды по скользкой дороге.
Основная мера безопасности при движении по скользкой дороге – предельная осторожность и умеренная скорость движения.
Александр БОРЕЛЬ,
инспектор по административной практике отделения ГАИ Свислочского РОВД.