Рождается человек. Приходит в совершенно незнакомый, пока чужой для него мир. Мир людей. Он слаб и беззащитен. Он белый лист, чистый-чистый. Без единого пятнышка-помарки. Что хочешь, то и пиши. Но как судьба распорядится, что начертает ее всесильная рука. Никому об этом неизвестно. Родители мечтают о том, чтобы их кровинушка была счастлива, успешна в своей взрослой жизни. Они хотят для своего ребенка все и сразу: спорт, бальные танцы, музыка, изостудия. Хотят воплотить в жизнь свои личные нереализованные планы. Но всегда ли задуманное осуществляется? Всегда ли покоряются нам те вершины, о которых мы мечтаем, к которым идем напролом? Да и всегда ли необходимо такое упорное желание и стремление – покорять непокоряемое. Понятно, что каждый человек на что-то способен. Может быть, не так и много дел, где он смог бы проявить себя самым наилучшим образом. Но они всегда есть. А вот, чтобы найти это дело, надо, в первую очередь, разобраться со своими способностями. Выявить их и соизмерить с возможностями и желаниями.
Что же собой представляют эти таинственные способности? Это прежде всего психологические особенности человека, которые способствуют успешному приобретению знаний, умений и навыков. Но сами способности к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Окружающая среда и воспитание активно формируют их. Способности человека – это как некоторая возможность. Станет ли возможность действительностью, зависит от многочисленных условий. Во-первых, будут ли окружающие люди (семья, школа) заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями; во-вторых, как его будут обучать; в-третьих, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся. И, наконец, приложит ли сам обучаемый соответствующие усилия.
Например, у ребенка есть музыкальные способности. Но они ни в коей мере не являются гарантией того, что он обязательно станет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, настойчивость как со стороны педагога, так и со стороны ученика, наличие музыкального инструмента, хорошее состояние здоровья. Однако это одна сторона медали. Есть и другая: позиция родителей. Какой она будет: активной или пассивной? В основном родители делают все, что необходимо для развития детей. Это они несмотря на свою занятость, короткий зимний день, плохие погодные условия, нездоровье и то, что живут не в райцентре, но все равно регулярно возят детей на занятия музыкальные или же спортивные. В итоге все даст хороший результат и не позволит способностям ребенка угаснуть так и не развившись.
В Вердомичах живет много семей, которые смогли своим детям дать хорошее музыкальное образование. Для одних из них музыка стала профессией, любимым делом, для других – увлечением, отдушиной. Но как бы там ни было, а способности детей к музыке не были растеряны в круговерти жизненной обыденности. Но, к сожалению, есть и другие ситуации, когда на корню были растоптаны эти самые способности. Я знала одну девочку. Она не просто обожала иностранный язык, а буквально жила им. У нее было все: желание, стремление, поддержка и понимание родителей (они покупали дорогие словари, различную справочную литературу, оплачивали учебу в ЕШКО). Но… не было только одного: желания самого учителя... Пройдя сквозь отчаяние и слезы, она убила свое желание. Интерес угас. А способности, что стало с ними?.. Кто их знает. Время покажет и все расставит по своим местам.
А как же задатки, эти биологические предпосылки развития? Важны ли они? Безусловно, важны и нужны. Но они не содержат в себе способностей и не являются гарантией их развития. Задатки – это лишь одно из условий формирования способностей. Они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от тех требований, которые предъявляются к человеку. Например, развитый музыкальный слух способен обеспечить успех в профессиональной деятельности и музыканта-исполнителя, и настройщика музыкальных инструментов и станет важным профессиональным качеством музыкального критика.
Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда нельзя развить способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками.
Дмитрий Менделеев писал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Великий ученый был прав. В свои студенческие годы знала тех, кто благодаря колоссальной работоспособности и неимоверной усидчивости добился хороших результатов, если не сказать прекрасных, в изучении иностранного языка. Хотя первоначально знания были достаточно слабыми. Они быстро овладели нужными навыками и умениями, обогнав отдельных на пути к намеченной цели.
Способности развиваются полнее и ярче, если деятельность человека разнообразна и содержательна. И он проявляет к ней большой интерес. А вот отношение к учебе или работе как к повинности является причиной постепенного угасания имеющихся способностей.
В нашей реальной жизни способных людей много, а вот талантливых встретишь не так часто. Талант... Что же это за способность такая? Нет, это не просто способность человека, а высшая ступень развития. Человек, наделенный этим даром, способен успешно самостоятельно и оригинально выполнять любую сложную работу. Способен дойти до мастерства и достичь больших успехов в творчестве. Получив специальное музыкальное образование, многие семьи позволяют своим детям совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Учеба продолжается дальше. И способности ребенка выходят на новый виток своего развития, высшую его ступень. Это и есть талант. Вот пример. Закончив музыкальную школу, девочка настойчиво продолжала учиться дальше. Теперь она не просто хороший специалист, она профессионал с большой буквы. Преподавание музыки, подготовка на конкурсы детей – это одно дело. Но есть и сольная деятельность в ансамбле «Вяселле». Творческий коллектив, где она работает, побывал в России, Польше, Германии, Турции, Испании. Творческая жизнь этого коллектива с каждым днем набирает силу. А девочка выросла, став мастером в своем деле.
Природой дано человеку многое. Не обидела она его и интеллектом, этой глобальной способностью. Именно он, интеллект, позволяет разумно действовать, рационально мыслить, хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект рассматривают как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Но ни интеллектуалом, ни творцом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности представит окружение человека для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.
Вот и получается, что еще в детстве родителям важно обратить внимание на неуверенное «хочу» своего ребенка. Может, это станет первой ступенькой и приведет к раскрытию его способностей, а в конечном итоге общество получает первоклассного специалиста.
Ребенок – чистый лист. Начните, родители, «писать», а продолжит он сам свою жизнь. Если будет стремление, желание достичь блестящих результатов, но важно в этом случае взять за основу небольшое правило: терпение и труд – все перетрут. И только тогда вы вместе придете к конечной цели. Придете успешно.
Что же собой представляют эти таинственные способности? Это прежде всего психологические особенности человека, которые способствуют успешному приобретению знаний, умений и навыков. Но сами способности к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Окружающая среда и воспитание активно формируют их. Способности человека – это как некоторая возможность. Станет ли возможность действительностью, зависит от многочисленных условий. Во-первых, будут ли окружающие люди (семья, школа) заинтересованы в том, чтобы ребенок овладел необходимыми знаниями и умениями; во-вторых, как его будут обучать; в-третьих, как будет организована деятельность, в которой эти умения и навыки понадобятся. И, наконец, приложит ли сам обучаемый соответствующие усилия.
Например, у ребенка есть музыкальные способности. Но они ни в коей мере не являются гарантией того, что он обязательно станет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимы специальное обучение, настойчивость как со стороны педагога, так и со стороны ученика, наличие музыкального инструмента, хорошее состояние здоровья. Однако это одна сторона медали. Есть и другая: позиция родителей. Какой она будет: активной или пассивной? В основном родители делают все, что необходимо для развития детей. Это они несмотря на свою занятость, короткий зимний день, плохие погодные условия, нездоровье и то, что живут не в райцентре, но все равно регулярно возят детей на занятия музыкальные или же спортивные. В итоге все даст хороший результат и не позволит способностям ребенка угаснуть так и не развившись.
В Вердомичах живет много семей, которые смогли своим детям дать хорошее музыкальное образование. Для одних из них музыка стала профессией, любимым делом, для других – увлечением, отдушиной. Но как бы там ни было, а способности детей к музыке не были растеряны в круговерти жизненной обыденности. Но, к сожалению, есть и другие ситуации, когда на корню были растоптаны эти самые способности. Я знала одну девочку. Она не просто обожала иностранный язык, а буквально жила им. У нее было все: желание, стремление, поддержка и понимание родителей (они покупали дорогие словари, различную справочную литературу, оплачивали учебу в ЕШКО). Но… не было только одного: желания самого учителя... Пройдя сквозь отчаяние и слезы, она убила свое желание. Интерес угас. А способности, что стало с ними?.. Кто их знает. Время покажет и все расставит по своим местам.
А как же задатки, эти биологические предпосылки развития? Важны ли они? Безусловно, важны и нужны. Но они не содержат в себе способностей и не являются гарантией их развития. Задатки – это лишь одно из условий формирования способностей. Они многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от тех требований, которые предъявляются к человеку. Например, развитый музыкальный слух способен обеспечить успех в профессиональной деятельности и музыканта-исполнителя, и настройщика музыкальных инструментов и станет важным профессиональным качеством музыкального критика.
Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд. Без упорного труда нельзя развить способность, даже если человек обладает самыми блестящими задатками.
Дмитрий Менделеев писал: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев». Великий ученый был прав. В свои студенческие годы знала тех, кто благодаря колоссальной работоспособности и неимоверной усидчивости добился хороших результатов, если не сказать прекрасных, в изучении иностранного языка. Хотя первоначально знания были достаточно слабыми. Они быстро овладели нужными навыками и умениями, обогнав отдельных на пути к намеченной цели.
Способности развиваются полнее и ярче, если деятельность человека разнообразна и содержательна. И он проявляет к ней большой интерес. А вот отношение к учебе или работе как к повинности является причиной постепенного угасания имеющихся способностей.
В нашей реальной жизни способных людей много, а вот талантливых встретишь не так часто. Талант... Что же это за способность такая? Нет, это не просто способность человека, а высшая ступень развития. Человек, наделенный этим даром, способен успешно самостоятельно и оригинально выполнять любую сложную работу. Способен дойти до мастерства и достичь больших успехов в творчестве. Получив специальное музыкальное образование, многие семьи позволяют своим детям совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Учеба продолжается дальше. И способности ребенка выходят на новый виток своего развития, высшую его ступень. Это и есть талант. Вот пример. Закончив музыкальную школу, девочка настойчиво продолжала учиться дальше. Теперь она не просто хороший специалист, она профессионал с большой буквы. Преподавание музыки, подготовка на конкурсы детей – это одно дело. Но есть и сольная деятельность в ансамбле «Вяселле». Творческий коллектив, где она работает, побывал в России, Польше, Германии, Турции, Испании. Творческая жизнь этого коллектива с каждым днем набирает силу. А девочка выросла, став мастером в своем деле.
Природой дано человеку многое. Не обидела она его и интеллектом, этой глобальной способностью. Именно он, интеллект, позволяет разумно действовать, рационально мыслить, хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Интеллект рассматривают как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Но ни интеллектуалом, ни творцом не рождаются. Все зависит от того, какие возможности представит окружение человека для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.
Вот и получается, что еще в детстве родителям важно обратить внимание на неуверенное «хочу» своего ребенка. Может, это станет первой ступенькой и приведет к раскрытию его способностей, а в конечном итоге общество получает первоклассного специалиста.
Ребенок – чистый лист. Начните, родители, «писать», а продолжит он сам свою жизнь. Если будет стремление, желание достичь блестящих результатов, но важно в этом случае взять за основу небольшое правило: терпение и труд – все перетрут. И только тогда вы вместе придете к конечной цели. Придете успешно.
Валентина ХАМЧУК.