«Редкая птица долетит до середины Днепра!» – не зря так сказал классик. Сказал, как пригвоздил! С тех пор ни одна украинская птица, какой бы сильной, могучей, ширококрылой, а главное, дальнозоркой ни была, долететь до середины Днепра просто не может. Взор ее влечет что-то, что-то она видит там вдалеке, на том берегу, к чему-то стремится. Потом взлетает, достигает одной четвертой ширины реки… потом одной трети… Вот уже и середина, вроде, близка… И все, на этом полет заканчивается! Словно в прозрачную стену упирается. Словно бы кто-то включил гравитационную невидимую защиту. Машет-машет крыльями, но ни на сантиметр вперед не продвигается. И вообще непонятно, что дальше будет?!
Действительно, Николай Васильевич Гоголь как-то не определил этот вопрос в своем великом произведении. Не проработал до конца. Что значит, «редкая птица долетит до середины Днепра»? А что с ней, с этой редкой птицей потом будет, ежели она еле-еле преодолела первую половину реки? Ведь впереди еще остается вторая половина! Которая ничуть не меньше, а силы уже на исходе. Как-никак «еле-еле» долетела… Да и назад повернуть как? Расстояние-то одинаковое. Вот и получается, лучше оставаться на месте. А если ты не водоплавающая, тогда что, просто «зависать»? Как долго?..
Думается, все эти нелегкие вопросы перебрали у себя в уме члены нынешнего украинского правительства. Как говорится, вылетели они к далекому берегу Евросоюза… ну, а дальше вы уже знаете!
Читаем официальную информацию недельной давности: «Правительство Украины решило приостановить процесс подготовки к подписанию соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Об этом говорится в распоряжении кабинета министров республики». Вот так да! – летели-летели по «европейскому выбору» – и вдруг… Документ принят «в целях обеспечения национальной и экономической безопасности Украины». Он инициирует создание трехсторонней комиссии при участии Европейского Союза и России, которая должна будет проработать вопросы, «направленные на возобновление потерянных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений».
Владимир Путин, узнав о таком предложении – поучаствовать в переговорах Украины с ЕС уже на трехсторонней основе, тут же согласился. Действительно, схема «ЕС – Украина – Россия» как нельзя лучше соответствует и общеевропейскому диалогу, и концепции «интеграции интеграций», и деголлевской доктрине «Большой Европы от Пиренейского полуострова до Дальнего Востока». Правда, Евросоюз, узнав о таком предложении Украины, тут же от него отказался, дескать, нам не нужна третья сторона. И стал третьей стороной.
В общем, украинскому МИДу, Минэкономразвития и Министерству промышленной политики правительством поручено «возобновить активный диалог с РФ и другими странами Таможенного союза и государствами-членами СНГ относительно активизации торгово-экономических связей». 20 ноября украинский премьер Николай Азаров заявил, что республика в текущем году потеряла примерно четверть товарооборота со странами СНГ, из-за чего «испытывает серьезные трудности».
И это за неделю до саммита, на котором Украина планировала подписать соглашение об ассоциации и свободной торговле с Евросоюзом! В правительстве заявили, что приоритетом для страны являются отношения с Россией. В правящей Партии регионов отметили, что Украина несет большие потери из-за охлаждения отношений с РФ и игнорировать это не может.
Украинские СМИ пишут, что ассоциация с ЕС «похоронена». Политологи, комментируя внешнеполитический разворот Киева, связывают его с недавними встречами между президентами Украины и России. Представители ЕС со своей стороны предупреждали, что если на саммите в Вильнюсе соглашение с Украиной подписано не будет, то вернуться к этому вопросу можно будет лишь через несколько лет.
Для Брюсселя все это грозит обернуться крупным дипломатическим проигрышем. Планировавшееся соглашение с Арменией, которое также рассчитывали утвердить на саммите в Вильнюсе, уже сорвано: Ереван сделал выбор в пользу России и Таможенного союза. Теперь же ЕС может потерять и Украину. Некоторые обозреватели заявляют, что Киеву сложившаяся ситуация даже выгодна с переговорной точки зрения, мол, дает возможности для торга, позволяя шантажировать Европу отказом от соглашения.
Хочется верить, что это не так… Что решение хоть и принято слишком быстро и неожиданно, но все же глубоко выстрадано. Хочется, но не очень-то верится… Дело в том, что совсем недавно тот же Азаров публично говорил, что каждую ночь молится за то, чтобы соглашение об ассоциации с ЕС состоялось. Его не раз увещевали лично Владимир Путин и Дмитрий Медведев, причем делали это публично, прямо на совместных пресс-конференциях. И всякий раз Азаров демонстрировал железную нацеленность на ЕС. То же – и сам Янукович. И вот теперь диаметральный разворот!
Вот как объясняет Николай Азаров: «Аргументов было много. Но главный, конечно, что усилились неблагоприятные экономические тенденции. И у меня было несколько встреч с нашими крупными промышленниками, предпринимателями, профсоюзами: они требовали, чтобы правительство разобралось в ситуации и договорилось с Российской Федерацией, потому что, прежде всего, речь шла о сокращении экспортных поставок в Российскую Федерацию. У нас неблагоприятные платежные сальдо с Европейским Союзом. И самое главное – наши промышленники ставили передо мной вопрос, что приближается 2014-й год, идет время заключения договоров на поставки. Что нам делать? Мы с нашими европейскими партнерами вели достаточно длительные переговоры, мы просили компенсировать эти экономические потери. Я скажу прямо: последней каплей послужило письмо Международного валютного фонда, который связал предоставление кредита с целым рядом абсолютно неприемлемых условий для Украины: повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, замораживание заработной платы и пенсий, отмена субсидий в сельском хозяйстве и так далее, и так далее. То есть мы не могли пойти на эти условия».
Шли-шли… и не пошли?
Что ж, пожелаем украинской птице принять решение: перелететь Днепр или вернуться на родной берег. Но выбор все-таки нужно делать!
Вадим ЕЛФИМОВ.