К тому же, нынешний праздник несколько особенный. Дело в том, что День Независимости нынче мы отмечаем в новых условиях. Мы – немногие, кто сохранил рост экономики в условиях кризиса. А, как известно, все успешное тянется к успешному. Как хорошее к хорошему. Если еще недавно мы были рады любым дополнительным инвестициям в нашу экономику, ибо мы все еще преодолевали последствия кризиса и обрыва интеграционных связей после разгула протекционизма в 2008–2011 гг., то теперь мы уже преодолели кризис и вступили в фазу развития. Как говорится, «растем над собой». А в дополнение являемся генератором выращивания новых-старых интеграционных полей, которые наконец-то заработали! Все это наряду с возросшей привлекательностью белорусских предприятий, с увеличением их капитализации позволяет привлекать дополнительные капиталы – но только тогда, когда это действительно нужно! Что ж, рынок есть рынок. Иными словами, инвестиции как внутригосударственные, так и зарубежные перестают быть для нас просто средством латания дыр. И все больше превращаются в инструмент экономической стратегии.
А стратегия Беларуси во внешней сфере – интеграция и еще раз интеграция. Естественно, прежде всего с теми, кто нам ближе и понятней. И кто лучше понимает нас. Так устроен мир. И нужно сказать, понимание это крепнет, чему свидетельством успешный старт Таможенного союза, приближающиеся перспективы Единого экономического пространства и стратегический простор Евразийского союза. Что же касается тех, кто за океаном хотел бы поиграть в изоляционизм и санкции против Беларуси или России, то они тоже понимают (да, да, понимают), что у Беларуси есть потенциал роста, потому и хотят его ограничить. Не удастся. Экономическая логика и логика интеграции сильнее.
Нет никакого сомнения, что белорусы изберут креативный путь, т. е. путь создания новых возможностей. Естественно, исходя из того, что уже есть и чем мы в реальности обладаем. А метод роста, наконец-то, стал очевиден каждому и, кстати, давно заявлен властью как очередная цель развития. Это – раскрытие внутренних возможностей экономики, раскрытие предпринимательского потенциала населения. А также выход на новые экспортные возможности через новый Таможенный союз трех и ЕЭП. И все это в комплексе – лишь то, что Президент публично провозгласил еще два года назад: экономическая либерализация плюс интеграционное ускорение. Понятно, что с непременным соблюдением стратегических социальных ориентиров. То есть интересов всех людей.
При этом ни о каком возврате к СССР не может быть и речи. Наднациональные институты Евразийского экономического союза могут формироваться лишь в соответствии с конституциями наших суверенных государств.
Но помня о суверенитете, нельзя забывать, что он не фетиш, а всего лишь условие для обеспечения благополучия граждан. И роста экономики. Суверенитет существует для людей, как и само государство, и в современных условиях должен быть эффективной предпосылкой для равноправного участия страны в международном разделении труда. Чем больше международных связей, тем больше возможностей увеличивать ВВП, что особенно актуально для такой экспортопроизводящей страны, как Беларусь.
Но даже тогда, когда государство является инициатором реинтеграции, оно нуждается в мощной поддержке бизнеса. Скажем, все трудности союзного строительства, которым 15 лет занимаются Россия и Беларусь, начались еще в момент его провозглашения. Оно стартовало в середине 90-х, т. е. тогда, когда был самый упадок производства и когда настоящего бизнеса просто не было, а все, что называло себя бизнесом, накручивало свои прибыли за счет перепродажи одного и того же товара через разные границы, т. е. наживалось на нашей разобщенности. Такому бизнесу трудно было втолковать, что же такое «союзные программы». Он неуклонно отвечал: «Вот пусть ими и занимается государство, а меня – увольте!»
Следовательно, нужно было поменять суть бизнеса: со спекулятивного на производственный, чтобы интеграция, наконец, оживилась. Хотя бы потому, что для реального производителя реального, а не перекупленного товара внутренние границы и таможенные барьеры, что нож к горлу. А точнее, лишние потери в весе прибылей. И если для спекулянта важен реэкспорт, который возможен лишь за «забором» личной таможенной границы, то для производителя, наоборот, важен экспорт, причем, не знающий никаких границ и никакого внутреннего протекционизма.
И этим же определяется основной метод сохранения и развития белорусского суверенитета: рост экономики, ее экспортных возможностей и, как следствие (и одновременно цель!), рост благосостояния белорусских граждан.
А стратегия Беларуси во внешней сфере – интеграция и еще раз интеграция. Естественно, прежде всего с теми, кто нам ближе и понятней. И кто лучше понимает нас. Так устроен мир. И нужно сказать, понимание это крепнет, чему свидетельством успешный старт Таможенного союза, приближающиеся перспективы Единого экономического пространства и стратегический простор Евразийского союза. Что же касается тех, кто за океаном хотел бы поиграть в изоляционизм и санкции против Беларуси или России, то они тоже понимают (да, да, понимают), что у Беларуси есть потенциал роста, потому и хотят его ограничить. Не удастся. Экономическая логика и логика интеграции сильнее.
Нет никакого сомнения, что белорусы изберут креативный путь, т. е. путь создания новых возможностей. Естественно, исходя из того, что уже есть и чем мы в реальности обладаем. А метод роста, наконец-то, стал очевиден каждому и, кстати, давно заявлен властью как очередная цель развития. Это – раскрытие внутренних возможностей экономики, раскрытие предпринимательского потенциала населения. А также выход на новые экспортные возможности через новый Таможенный союз трех и ЕЭП. И все это в комплексе – лишь то, что Президент публично провозгласил еще два года назад: экономическая либерализация плюс интеграционное ускорение. Понятно, что с непременным соблюдением стратегических социальных ориентиров. То есть интересов всех людей.
При этом ни о каком возврате к СССР не может быть и речи. Наднациональные институты Евразийского экономического союза могут формироваться лишь в соответствии с конституциями наших суверенных государств.
Но помня о суверенитете, нельзя забывать, что он не фетиш, а всего лишь условие для обеспечения благополучия граждан. И роста экономики. Суверенитет существует для людей, как и само государство, и в современных условиях должен быть эффективной предпосылкой для равноправного участия страны в международном разделении труда. Чем больше международных связей, тем больше возможностей увеличивать ВВП, что особенно актуально для такой экспортопроизводящей страны, как Беларусь.
Но даже тогда, когда государство является инициатором реинтеграции, оно нуждается в мощной поддержке бизнеса. Скажем, все трудности союзного строительства, которым 15 лет занимаются Россия и Беларусь, начались еще в момент его провозглашения. Оно стартовало в середине 90-х, т. е. тогда, когда был самый упадок производства и когда настоящего бизнеса просто не было, а все, что называло себя бизнесом, накручивало свои прибыли за счет перепродажи одного и того же товара через разные границы, т. е. наживалось на нашей разобщенности. Такому бизнесу трудно было втолковать, что же такое «союзные программы». Он неуклонно отвечал: «Вот пусть ими и занимается государство, а меня – увольте!»
Следовательно, нужно было поменять суть бизнеса: со спекулятивного на производственный, чтобы интеграция, наконец, оживилась. Хотя бы потому, что для реального производителя реального, а не перекупленного товара внутренние границы и таможенные барьеры, что нож к горлу. А точнее, лишние потери в весе прибылей. И если для спекулянта важен реэкспорт, который возможен лишь за «забором» личной таможенной границы, то для производителя, наоборот, важен экспорт, причем, не знающий никаких границ и никакого внутреннего протекционизма.
И этим же определяется основной метод сохранения и развития белорусского суверенитета: рост экономики, ее экспортных возможностей и, как следствие (и одновременно цель!), рост благосостояния белорусских граждан.
Вадим ЕЛФИМОВ.