banner

Любимец судьбы

15 Февраля’18
1105

Есть люди, которые не боятся стареть. Они живут спокойно, без зависти к молодости, с живой мыслью в глазах, окруженные внуками, с конкретным интересом к жизни. И если человек встречает старость без истерик, значит, есть нечто хорошее за душой у него. 

 

Один из тех немногих, кто вызывает уважение и восхищение – Борис Михайлович Ревин. В январе он отметил свое 80-летие. Большой жизненный путь, где и радости и горести шли часто бок о бок. Но «жизнь брала под крыло, берегла и спасала. Мне и вправду везло…», – может с уверенностью сказать о себе юбиляр.


В бывшем панском имении Бобровичи, что когда-то находилось между Вилейшами и Скреблами, была школа. Здесь Борис Михайлович получил свои первые знания.


«Учиться нравилось, хотелось познать мир через книгу. Учеников немного, детей двадцать, не больше. На всю школу один учитель, – делится он своими воспоминаниями. – Потом продолжил учебу в Сокольниках – 6-й и 7-й классы. И уже в Порозово окончил десятилетку. Это было в 1956 году. В школу ходил пешком, ездил на велосипеде, и только зимой мне снимали квартиру в Порозово».


В те годы школ было много. В соседней с Вилейшами деревне Воробейки находилась семилетка, куда сразу после школы пришел работать счетоводом (по нынешним временам бухгалтером). Почти полгода пришлось заниматься очень ответственным делом – начислением заработной платы учителям. Но юноша все же больше предпочитал гонять мяч, нежели стучать костяшками счетов. Так и случилось, что это рвение заметили и предложили вести уроки физкультуры и труда.


«Веселое время с походами и разными спортивными мероприятиями пролетело быстро. В 1972-м построили школу в Вердомичах, куда я пошел преподавать географию, так как не хватало учителей. Параллельно учился в Гродненском пединституте. А время спустя окончил Высшую партийную школу».


Надо заметить, за что бы ни брался мой собеседник, все у него получалось, потому что ко всему подходил очень ответственно. А географию, свой новый предмет, полюбил всеми фибрами души. Знал много, всегда был в курсе новинок. И случалось, объясняя материал, опережал события, умело преподносил то, что программой пока не предусматривалось. Учитель понимал: вступающим в жизнь надо знать намного больше, чем того требуют рамки предмета. Сам Борис Михайлович свои знания постоянно пополнял, черпал их из книг, журналов, телепередач и путешествий. Последнее он страстно обожал.


«Путешествовать любил, поэтому все так удачно сложилось, что я практически объехал весь Советский Союз. Мне повезло увидеть огромную страну. Всю ее красоту и мощь. А в Беларуси не довелось побывать только в Витебске».


В школе он проработал всю жизнь – более 40 лет. Вышел на пенсию. Конечно, круг интересов сузился и изменился, но не стал скучным. Он по-прежнему приверженец здорового образа жизни.


«Много и с удовольствием хожу. Пять километров ежедневно – от деревни к возвышенности в виде кургана с табличкой «Захоронения средних веков». Это самая высокая точка Гродненской области – 242 м над уровнем моря. Долгое время увлекался охотой и фотографией, теперь больше рыбалкой. Люблю лес. Вхожу в него, как в терем расписной. В любую погоду он красив. Зимой на снегу считываю следы зверей и понимаю, кто из них уже проснулся. Летом собираю ягоды, осенью – грибы. Но никогда не забываю о том, что и мозг тоже требует «пищи». Поэтому в «меню» кроссворды, постоянный просмотр аналитической телепередачи «Вечер с Владимиром Соловьевым», книги – все больше военная проза».


Почему о войне? Это в большей мере не вопрос, а так – размышление. Итак понятно, что Борис Михайлович не просто читает, он думает, анализирует. Словно хочет найти что-то такое, что смогло бы смягчить боль воспоминаний, боль его личных потерь.

Любимец судьбы

 


Борис Михайлович показывает маленький листок: «Михаил Федорович Ревин, 1913 года рождения, тяжелораненый попал в плен... До декабря 1943-го находился в лагере для военнопленных в Нюрнберге… Умер 8. 12. 1943 г. Похоронен на южном кладбище. На плите № 77 его имя…» Из Германии в 2016 году пришло письмо с просьбой выслать им фотографию офицера. Вот бы съездить да поклониться дорогой могиле. И чтобы заглушить боль, берет в руки книгу. Наверное, книги о войне дают возможность мысленно пройти путь отца и тех, кто был рядом с ним. Тот тяжелый путь, что привел к бессмертию. Знает он и путь мамы Анны Григорьевны, молодой, красивой, с косой ниже пояса. И помнит. Бережно хранит в сердце.


Со своей супругой Борис Михайлович идет рука об руку уже 48 лет. «Жизнь пролетела, словно все случилось два дня назад», – вздыхает Нина Александровна. – Да и как же было не обратить внимания на юношу с осанкой аристократа – высокий, стройный, с прямой спиной. А потом оказалось, что и характер у него спокойный, уравновешенный. Мне очень повезло встретить такого человека. Жизнь я прожила, как у Бога за пазухой». Внимательно слушает жену Борис Михайлович, а потом итог подводит: «А мне еще больше повезло, потому что такой ни у кого больше не было. Мужики всегда завидовали, мол, нам бы такую жену – добрую, понимающую, гостеприимную и хозяйственную».


Они всегда и везде вместе. Когда-то на работе, теперь дома. Занимался Борис Михайлович фотографией, и она вместе с ним. Разгадывает он кроссворды, и Нина Александровна тоже. Вот оно счастье. В основе – уважение друг к другу, уступчивость, забота. Жизнь состоялась. Дети выросли. Они на хорошем счету. Внуки радуют. Невестка и зять не забывают. Все приезжают в Вилейши, где живет чета Ревиных. В родительском доме уютно, мило, хорошо. Тепло в доме, где живет любовь.


«Если бы я тут, в Вилейшах, не жил, то давно бы умер. Здесь хорошо. Природа, люди. Все настоящее. Душой отдыхаешь. Однажды пробыл у родственников в Самаре больше месяца. Тетя Поля тогда очень переживала, думала, что не вернусь».


Напрасно она беспокоилась. Ее названный сын слово свое держать умел. Оставался верен тем, кто его любил и кого любил он – сын офицера, любимец судьбы и просто хороший человек.

 

 

 

Валентина ХАМЧУК.

Предыдущая статья

Заинтересованность граждан – путь к здоровой нации