Среди детских фотографий Алексея Пекаря из Пацуев нет такой, на оборотной стороне которой написано: «Наш Лешка пошел!» или «Первые Лешкины шаги». Это не значит, что мама пропустила этот важный момент или снимок потерялся. Просто… Алеша – колясочник. Инвалид с детства. И за тридцать лет жизни так и не познал радость встать на ноги.
Все мы рождаемся беспомощными комочками, а потом день за днем растем и крепнем. Радуем домочадцев своим первым словом, первым шагом… В жизни родителей эти этапы в развитии их ребенка – настоящее событие. Даже через многие-многие годы спроси у мамы: «Во сколько ваш сыночек пошел?» – она тут же назовет возраст: в десять месяцев, в годик… И нахлынут милые сердцу воспоминания… И так у большинства родителей. Но – увы – не у всех. Вот и у мамы Алексея нет ответа на такой вопрос.
Да, Леше не известно ощущение твердой земли под ногами. Он никогда не бегал босиком по утренней росе, не мерял лужи после дождя, не гонял с соседскими ребятами футбольный мяч, не протаптывал дорожки на выпавшем снегу… Вместо этого он пропадал на турниках, накачивал мышцы рук, потому что понимал, что они, по сути, должны заменить ему ноги. Ведь передвигаться на инвалидной коляске совсем не просто, ее движение как раз и зависит от усилий рук. «Вам легче идти пешком, чем мне ехать», – говорит Алексей.
Роковую обреченность на инвалидную коляску сам Леша воспринимает без обиды на судьбу. «Я с этим родился. Другого мне не дано было изначально, поэтому, выходит, ничего не терял, – рассуждает он. – Гораздо труднее было бы тридцать лет ходить и бегать, как обычный здоровый человек, а потом в силу каких-то обстоятельств оказаться прикованным к инвалидной коляске и учиться с этим жить. Вообще, я рад, что этот крест выпало нести мне, а не кому-то другому. Я сильный и справляюсь…» Где-то глубоко внутри себя он каждый день черпает эти силы. И физические, и моральные.
Не дают падать духом повседневные дела. Леша о них рассказывает скромно: «Чем может заниматься человек в моем положении? Если дома, то общаюсь в соцсетях. Мама болеет, ей нужна моя помощь и поддержка. В гости езжу к брату в Свислочь, к сестре в Волковыск». А еще Леша пять лет назад получил права и сел за руль. Теперь, как сам говорит, наслаждается свободой передвижения. На своем «Гольфе» ездит и в агроусадьбу «Фальварак «У Рыся», которая изменила его жизнь. Там в рамках деятельности социально-благотворительного учреждения «Дорогою добра» Алеша получил работу: занимается гончарством. Вообще, признается, любит новизну в жизни. С удовольствием попробовал себя в лозоплетении и в изготовлении изделий из бересты. Грезит и резьбой по дереву. Этому ремеслу он научился еще в школьные годы, и сейчас то и дело возникает желание взять в руки резец и вспомнить забытые движения.
Преодолевать трудности помогают и добрые люди, случайно оказавшиеся рядом. С благодарностью говорит Алеша о работниках свислочской автозаправочной станции, где частенько приходится бывать. Они уделяют особому водителю особое внимание: подойдут, помогут бак наполнить, колеса подкачать. «Вообще, мне нравятся наши братья-белорусы, в большинстве своем душевные, добрые, понимающие. Помню, был как-то в Молдове. Попросил русскоговорящих помочь мне с коляской в кафе подняться. Так они сделали вид, что не слышат…»
Так и живет: дом – работа, работа – дом. Как большинство людей. Не строит воздушные замки, трезво смотрит на вещи. Сейчас вот озабочен ремонтом машины. А если вдруг и развяжет крылья своим мечтам, то тоже не просит у Бога много: просто хочется, чтобы рядом кто-то был…
Наталья ТУРКО.