banner

Свислочанка Наталья Дубровская вспоминает, как работала в чернобыльской зоне после катастрофы

26 Апреля’25
610


«Мы делали привычную работу»

Уже давно отзвенели чернобыльские колокола, а мы помним и тех героев-пожарных, которые первыми рванулись в бой с непокорным реактором, и тех, кто потом приезжал со всех уголков в чернобыльскую зону, чтобы нести службу на всех постах. Ехали врачи и медсестры, продавцы, пожарные, милиционеры – люди разных профессий. Всего задействовано было около 600 тысяч человек, участников ликвидации последствий на ЧАЭС. Они не прятались от опасности, которую таила радиация, а с честью выполняли свой долг. 

Жительница Свислочи, фельдшер отделения скорой помощи Наталья Дубровская, не понаслышке знает, что такое Чернобыль. Она никогда не забудет звонок из военкомата на пост неврологического отделения районной больницы, где работала медсестрой.

Я пришла на ночное дежурство и мне позвонил военком, – делится воспоминаниями Наталья Ивановна. – Сказал, чтобы утром явилась в военкомат с военным билетом. У меня замерло все в груди. Я понимала, зачем.

Нас тогда собралось 12 девчат. Но назвали только три фамилии. Мою в том числе. Сказали, что предстоит командировка в Чернобыльскую зону. Снова как будто что-то оборвалось в душе. Было страшно, но мы старались не подавать вида, хотя, наверное, нам это удавалось плохо.
Выехали ночью и ехали очень долго. Часто на пути нас останавливали и измеряли радиацию. По прибытии выдали военную форму, разместили в поселке Рудаково Хойницкого района в общежитии СПТУ. А поселок был почти пустым. Только в нескольких домах люди остались. Это те, кто наотрез отказался уезжать.

На следующий деть приступили к своим обязанностям в госпитале. Делали привычную для нас работу, но ходили строем и в столовую, и обратно.
Но и отдых у нас был. Мы умудрялись даже концерты художественной самодеятельности устраивать. Сами себе поднимали настроение, старались не падать духом и поддерживали тех, кто лежал в госпитале.

Я работала в хирургическом отделении. Ходили все в респираторах, каждого индивидуально вызывали для измерения радиации и часто брали кровь на анализ.

Понемногу мы привыкали, но все-таки страх оставался. Часто ночью просыпались от сильной жажды. Мы просто не могли ее утолить, и на губах постоянно был привкус металла. Нас часто водили в баню, чтобы смыть радиацию. Кормили тоже очень хорошо. Каждый день была рыба, сгущенное молоко, свежие овощи.

Память в прошлое возвращает

Почти сорок лет минуло с тех пор, а память то и дело возвращает Наталью Ивановну в те дни. Все так ясно помнится. И не только привкус металла на губах. Красота была вокруг неимоверная. В садах зрели вишни, размером со сливу, абрикосы, яблоки. А цветов сколько было! Просто все цвело и благоухало. Но не то, чтобы попробовать, даже прикасаться к ним нельзя было.

Наталья с двумя другими медсестрами пробыли там три месяца. А всего вместе с ней работали сорок семь девчат. Перед убытием их собрал врач-гинеколог и сказал, чтобы о рождении детей на ближайшие пять лет все они забыли. Но через три года Наталья вышла замуж и вопреки указаниям, а также на свой страх и риск родила сыночка Вадима. Бог миловал, он появился на свет здоровым. А вскоре появился и другой – Виталий. Уже выросли сыновья, покинули родной дом, создали свои семьи. Каждый порадовал бабушку с дедушкой внучатами. Когда приезжают, радости полон дом. И это – самое главное счастье для нашей героини.

Ядвига КОБРИНЕЦ

Предыдущая статья

Чернобыльская катастрофа: трагедия и ее последствия