banner

Приятного аппетита, царь пущи!

16 Марта’10
3319

Приятного аппетита, царь пущи!На территории Свислочского лесничества (с центром в деревне Жарковщина) есть 7 подкормочных площадок для кабанов, одна для зубров и 20 кормушек для оленей. Нынешняя зима, суровая и трудная для лесных жителей, внесла свою поправку в режим подкормки. В местах скопления зверя потребовались дополнительные площадки по всем кварталам (а это около 11 тысяч гектаров). Всего для жарковщинских оленей и зубров ГПУ НП «Беловежская пуща» припасло 50 тонн сена, 3 тысячи веников топинамбура, 30 тонн кормовой свеклы, кабанам — 30 тонн зерновой смеси. По зимнему учету (а проводился он 25-26 февраля) кварталы Свислочского лесничества обжили 23 зубра, 130 оленей, 110 кабанов, около 50 косуль, 20 лосей, по 2-3 особи волков и рысей.

У ворот нас встречает техник-охотовед Андрей Семенчук. На месте пересаживаемся в вездеходный УАЗ — и в путь. Зверья в здешних лесах хватает: это мы подмечаем сразу. Едва только повернули к молодому сосняку, дорогу перебежала косуля. Рев машины вспугнул и доедавшего насыпанный у дороги корм оленя.

…Несмотря на дневную оттепель, снега в лесу еще много. Морозную прохладу держат упирающиеся в небо вековые деревья. А УАЗ уверенно продвигается по замерзшей дороге, виляет направо и налево, покоряя частые повороты, то «окунаясь» в выезженные колеи, то «взлетая» кверху. Знакомой дорогой Андрей направляет железного зверя к подкормочной площадке для зубров. Она на территории лесничества единственная и находится в восьми километрах от административного центра. «А зубров мы увидим?» — «Да, они теперь там живут», — заверяет Андрей.

По пути заезжаем на подкормочную площадку для кабанов. Таких на территории лесничества, рассказывает техник-охотовед, семь. «На обратном пути заглянем сюда: на площадку наверняка заглянут кабаны. Конкретно на эту их приходит около шестнадцати». Андрей черпает ведром из большого ящика зерносмесь и рассыпает ее рядами на вытоптанную землю. В день на одну голову животного выделяется по три килограмма корма. Это зимой, когда дикому зверю тяжело что-либо добыть в природе. Летом же паек урезается до одного килограмма. Но, что важно, подкармливают пущанских свиней каждый день и круглый год.

Тут же и дворик для подкормки молодняка — невысокое бревенчатое ограждение. Сделано с умом: вовнутрь не пройдет взрослая особь, но без труда между кольями прошмыгнут маленькие поросята. Здесь они спокойно полакомятся и не останутся голодными, когда взрослые «отодвинут» их от общего стола. Кстати, поросята у диких кабанов появятся уже через неделю-другую. А пока самки, будучи в «интересном положении», спокойны. Когда же на свет появится потомство, их доброжелательное отношение к человеку станет довольно уязвимым. Подчиненная материнскому инстинкту мамаша готова броситься на любого, пытающегося, по ее мнению, навредить детенышам.

Приятного аппетита, царь пущи!Зубриное стадо действительно заполняло подкормочную площадку, ставшую в голодное зимнее время их домом. Увидев машину, некоторые из древнейших обитателей пущи подались было в лес, но вскоре снова вернулись, показывая всем своим видом, что хозяева здесь — они. Олени же и кабаны, пасшиеся вперемежку с зубрами и чувствовавшие себя под их покровительством вполне защищенными, с нашим приходом тотчас разбежались. Зубры с утра норму сена уже получили (на одного положено 15 килограммов в день). Сейчас же Андрей выволакивает из хранилища кормовую свеклу (из расчета 8 кг на голову) и буквально из рук кормит лесных богатырей — и пятнадцатилетних великанов, и прошлогодних телят. Зубры привыкли к человеку (они «знакомы» с Андреем Семенчуком, знают «в лицо» и старшего егеря Ивана Ивановича Штопа, который работает со зверьем уже двадцать лет) и потому ведут себя спокойно. Правда, наблюдая за целым «стадом» людей, в любопытстве замерли. Лишь одна самка, лениво переступая, подходит к кормушке с сеном. Мы, гости, равняясь на непоколебимого техника-охотоведа, стараемся держаться так же вольно и непринужденно, но, несмотря на уверения «они почти ручные», помним: у животных дикий нрав. И они нам его показывают: задевают друг друга рогами (еще те драчуны, ведь среди них замечаем столько однорогих, потерявших рог в схватках!), проявляют некоторое недовольство (быть может, от чрезмерного внимания?). Но в целом, принимают и отпускают нас снисходительно. «Скоро появится в лесу трава, молодые побеги, — уже в машине рассказывает Андрей, — и зубры сами уйдут с кормушки. Приятного аппетита, царь пущи!Будем ждать их уже с потомством. В этом сезоне они пришли сюда в декабре. Вернулись все дружно: сначала пятнадцать прибыло, а вскоре и остальные подтянулись».

Если зубры нам благосклонно позировали, то за кабанами приходится «поохотиться». На обратном пути возвращаемся на кабанью площадку. Не тут-то было. Осторожные, постоянно принюхивающиеся и прислушивающиеся звери мгновенно разбегаются. Хм, кто умнее: человек или кабан?! Мы осторожно поднимаемся на наблюдательную вышку. По устланному еловыми лапками полу проходим к окошку. Кстати, о ели: она нейтрализует запах человека и позволяет передвигаться максимально тихо. В замирании ждем. Между делом наш сопровождающий помечает в дневнике (такие записи делаются каждую среду): «Погода — тихо, ясно; температура — -30С; вид корма — тритикале, поедают регулярно…» «Они где-то рядом, — шепчет нам, — через минут тридцать вернутся, ведь еще не все съели». Ждем. Кто умнее, так и не понимаем. Но терпеливее оказываются кабаны. «Прежде чем вернуться, они вынюхивают все досконально, — их повадки известны технику-охотоведу, — если что-то не понравится — уходят». Не дождавшись, уходим и мы… Но запечатлеть кабана надежды не теряем. Потому поступаем хитрее. Не доезжая до следующей кормушки метров триста, глушим мотор и движемся пешком, буквально крадучись. И вот… Андрей останавливает нас, делая предупредительный жест рукой… Сдерживаем даже дыхание. Чтобы не вспугнуть кабанов, любуемся ими издали…

В целом, прикидывает в уме Андрей, за два часа пребывания в лесу нам удалось увидеть около сорока кабанов и двадцати зубров… Жаль, благородные олени не пожелали сфотографироваться.

Наталья КОМАР

Фото Григория ШИРЯЕВА.

Предыдущая статья

Выход на пастбища требует подготовки