Новогоднего политического затишья не получилось. Акт агрессии США против Венесуэлы и захват президента Николаса Мадуро вместе с супругой буквально взбудоражили весь мир. Возникший международный кризис вышел далеко за пределы Карибского бассейна и даже Латинской Америки, – рассуждает колумнист газеты «СБ. Беларусь сегодня» Вадим Гигин

5 января. В здание федерального суда в Нью-Йорке Николаса Мадуро доставили под внушительной охраной.
Венесуэла располагает самыми большими в мире разведанными и доказанными запасами нефти. Кроме того, Штаты проявляют серьезную озабоченность независимой политикой, которую проводит эта страна в ходе осуществления так называемой Боливарианской революции, начатой еще покойным президентом Уго Чавесом. Этот курс стал открытым вызовом гегемонии США в регионе.
В свое время он вызвал целую волну прихода к власти в различных латиноамериканских странах левых правительств, чья политика расходилась с линией Штатов и прямо противоречила интересам крупных американских компаний. Немаловажно и то, что в Венесуэле, как и в других соседних государствах, заметно усилилось экономическое присутствие Китая. Каракас также проводит политику военно-политического стратегического партнерства с Россией.
Совокупность этих факторов объясняет, почему несколько администраций Белого дома вне зависимости от партийной принадлежности стремились свергнуть политический режим в Венесуэле и поставить там своих марионеток. Для перечисления всех событий не хватит места в газете, потому остановимся лишь на основных этапах…
В апреле 2002 года была предпринята неудачная попытка государственного переворота, подготовленного и открыто поддержанного США. Тяжелая болезнь и смерть Уго Чавеса, ушедшего из жизни в марте 2013 года, вызвали серьезное подозрение в причастности американских спецслужб, возможно организовавших отравление. На его преемника Николаса Мадуро было совершено несколько покушений. Самое известное произошло 4 августа 2018 года буквально в прямом эфире во время массовых торжеств. Тогда президента Венесуэлы атаковали несколько дронов. Мировую скандальную известность приобрела попытка США протащить в президенты Венесуэлы Хуана Гуайдо в 2019 году. Она окончилась провалом, а фамилия этого ставленника Штатов стала настоящим мемом. Зато искусственно спровоцированный кризис дал США и их сателлитам повод ввести крайне тяжелые санкции против Венесуэлы, затруднившие добычу и продажу нефти. Еще в 2015 году администрация Барака Обамы объявила Венесуэлу угрозой национальной безопасности США. Кроме того, были заморожены зарубежные активы этой страны на сумму 3 миллиарда долларов. Так, в Банке Англии была арестована 31 тонна венесуэльского золота. В мае 2020 года, в первое президентство Трампа, ЦРУ попыталось провести операцию «Гедеон» по вторжению в Венесуэлу. Она окончилась неудачей. В 2024‑м США отказались признать результаты президентских выборов, на которых победил Николас Мадуро. Ему были предъявлены надуманные обвинения, и объявлена награда в 50 миллионов долларов за поимку. В 2025 году появилась информация, что американские спецслужбы пытались подкупить пилота президентского самолета с тем, чтобы он вывез венесуэльского лидера в США.
Возвращение в Белый дом Дональда Трампа резко обострило ситуацию. Новый госсекретарь Марко Рубио, имеющий кубинские корни, стал архитектором политики нетерпимости к любым левым режимам в Латинской Америке. Соединенные Штаты взяли курс на грубое силовое подавление всех неугодных им режимов на континенте.
В новой стратегии национальной безопасности США прямо записано, что Вашингтон намерен «отстаивать и применять «дополнение Трампа» к доктрине Монро.
Первой под удар попала как раз Венесуэла. В течение всего года Штаты наращивали давление на эту страну, применяя откровенный шантаж. В Карибское море стали стягиваться крупные военные силы. 13 ноября было заявлено о начале операции «Южное копье», которая означала фактическую блокаду побережья Венесуэлы. Президента Мадуро угрозами принуждали покинуть страну. Он отказался и остался на своем посту. Уже не оставалось сомнений, что американцы развяжут боевые действия. Вопрос оставался только во времени и их форме. Было ясно, что Штаты постараются воздержаться от крупного вторжения, опасаясь «второго Вьетнама».
В итоге агрессия состоялась в виде операции «Абсолютная решимость». По ряду городов Венесуэлы были нанесены воздушные удары, похищен законный президент страны вместе с супругой, в ходе боя погибла значительная часть его охраны. Большинство стран мира выступили с осуждением этого наглого попрания международного права, вопиющего насилия, фактически государственного терроризма.
Одним из первых отреагировал Президент Беларуси. Наталья Эйсмонт, пресс-секретарь Главы государства, подчеркнула, что белорусский лидер категорически осуждает акт американской агрессии против Венесуэлы.
Напомним, совсем недавно в интервью американской телекомпании «Ньюсмакс» Александр Лукашенко предостерегал США от начала военной операции…
Однако Трамп и его команда впали в некую эйфорию. Уже открыто угрожают другим странам региона, например Кубе и Колумбии. В то же время ситуация не так уж и радужна для Вашингтона. Политическая система в Венесуэле выдержала удар. Там по-прежнему признают своим президентом Николаса Мадуро. В Латинской Америке ширится кампания солидарности с Венесуэлой, растут антиамериканские настроения. Даже в самих Штатах у Трампа нет полной поддержки по данному вопросу. С критикой его действий высказался ряд демократов, новый мэр Нью-Йорка Зохран Мамдани.
В Каракасе прошли многотысячные демонстрации в поддержку президента Венесуэлы.
Встает вопрос, что же Трамп будет делать дальше. Он грозит новой волной ударов по Венесуэле в случае непринятия его ультиматума. Но это может возыметь обратный эффект, привести к дальнейшей внутренней мобилизации венесуэльского общества, особенно если там будут чувствовать поддержку крупных мировых держав, как Россия и Китай. Поэтому венесуэльский кризис далек от разрешения. Он стал серьезным испытанием для всей системы международных отношений. Исход этого кризиса покажет, действительно ли сформировался многополярный мир или же мы продолжаем жить в условиях американской гегемонии.Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.
Из заявления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь:
«Члены Совета Республики самым решительным образом осуждают вооруженную агрессию США против Венесуэлы и считают это незаконным нападением на суверенное государство в нарушение норм и принципов международного права. Удары, нанесенные не только по военным объектам, но и по государственным учреждениям, включая здание Парламента страны, не оставляют ни малейшего сомнения в определении этих действий как «вооруженная агрессия». Мы призываем мировое сообщество, парламенты государств — членов ООН решительно осудить агрессию против суверенной Венесуэлы и призвать США к соблюдению международного права и Устава Организации Объединенных Наций».
Из заявления МИД Республики Беларусь:
«Министерство иностранных дел Республики Беларусь категорически осуждает вооруженную агрессию, совершенную 3 января 2026 года против суверенного государства Венесуэла, и рассматривает ее как прямую угрозу международному миру и безопасности. Белорусская сторона заявляет о своей непоколебимой поддержке законного правительства Венесуэлы и присоединяется к призыву о срочном созыве Совета Безопасности ООН, на который возложена главная ответственность за поддержание мира. Республика Беларусь подчеркивает: право венесуэльского народа самостоятельно определять свою судьбу является незыблемым. Никакие формы внешнего вмешательства, особенно силового, не могут быть оправданы».
SB.BY






