Традиционные мероприятия, приуроченные ко Дню памяти воинов-интернационалистов, прошли по всей Беларуси, в том числе и на Свислоччине. Память о воинах-интернационалистах, погибших и умерших от ран, болезней, свято хранится нашим поколением. Не забываем мы и о живых ветеранах-«афганцах». А иначе и быть не может. Война в Афганистане была долгой, тяжелой, с большими потерями. Через нее прошло более полмиллиона солдат, необстрелянных, совсем еще мальчишек.
«Еще вчера учился и гулял, крутил-вертел калейдоскоп мечты и цели, сегодня обелиском стал…»
Старт этим ежегодным мероприятиям в районе дала «Вахта Памяти». Делегация в составе заместителя районного военного комиссара М. А. Приставкина, главного специалиста отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи райисполкома И. И. Воронца, председателя РО ОО «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» П. В. Снежицкого и его членов В. А. Жука и С. Л. Новосада, первого секретаря РК ОО БРСМ М. В. Рудоминой, представителя центра социального обслуживания населения Т. Р. Гжещик отправились по маршруту: Свислочь–Гринки–Лашевичи–Тиховоля–Порозово–Новый Двор–Лысково. Маршрут его участникам знаком до боли. Это маршрут Памяти. Маршрут боевого братства. А как же иначе?! Долг живых – это память. Память о тех, кто не вернулся домой, погиб далеко от родины, в «горячих точках». Память о тех, кто уже после службы-войны умер от ран и болезней. Память… Пока она жива – живы и солдаты той никем не объявленной войны. Жизнь отдать на войне – не шутка, не забава. И поэтому мы все в неоплатном долгу перед ними. Цветы, венки, лампадки. Зажигают эти лампадки на каждой «афганской» могиле. Ведь недаром говорят, пока горит свеча – душа жива. И память с особой силой стучится в наши сердца, в наши души.
Свислочская земля тоже потеряла своих сыновей. Их пятеро, кто навсегда остался молодым, сложил свою голову за пределами Отечества. На памятном знаке фамилии погибших: Владимир Залевский, Виктор Лобач, Валерий Потоцкий, Иван Прохор, Владимир Пивоварчик, погибший в Эфиопии. Мы низко склоняем головы в минуте молчания.
Они свято верили в незыблемость приказа и не думали о том, чтобы смалодушничать, тем самым нарушить воинскую присягу или переступить ту черту, ту грань, за которой уже нет места солдатскому долгу.
«Под бешеным огнем всего страшнее тень позора».
25 лет никто не посылает наших ребят в горнило смерти. 25 лет не замирает материнское сердце от страха потерять сына. 25 лет... Матери могут быть спокойны, что их сыновья уже никогда не окажутся на чужой земле во имя чужих целей, корыстных планов, таких далеких нам по духу, по взглядам. Но какой ценой заплачено за счастье и спокойствие будущих солдатских матерей! Какой ценой достигнута та уверенность, что никто и никогда не отправит их детей проливать кровь за чужие идеалы! Ветераны афганской войны никогда не забывают матерей, чьи сыновья погибли. И в этот раз они навестили Нину Ивановну Пивоварчик, Евгению Антоновну Потоцкую, Анастасию Викентьевну Лобач, Нину Ивановну Залевскую. В их глазах – безмерная благодарность за память о сыновьях.
Анастасия Викентьевна так искренне встречает дорогих ее сердцу «афганцев», что без всяких слов понятно, что она в каждом из них нашла своего сыночка Витю. Заметила какие-то отдельные черточки, уловила то невидимое, что может найти только материнское сердце. А они, эти взрослые, прошедшие войну, почитают ее как свою мать. Им хорошо в доме Анастасии Викентьевны. Они смеются, шутят. И она им очень рада. Без своих фирменных грибочков не отпустит. За стол усадит, накормит. Уходя, каждый из них обязательно поцелует ее руки, пожелает долгих лет жизни. Много таких добрых встреч. Тепло на душе у воинов. Да и сердце материнское отогрели они.
Дальше наш путь лежал к могиле Владимира Залевского. Нас ждали школьники Вердомичской СШ, которые ухаживают за этой могилой. Здесь всегда цветы. Зажгли лампадку. Почтили память солдата минутой молчания.
Лысково – наш конечный пункт. Цветы, слова скорби и боли. Минута молчания. «Не дай вам Бог терять детей своих», – эта мысль тревожит каждого участника нашего маршрута памяти. Но все понимают, что у солдата выбора не было: и если он задумался, если в его душе мелькнуло сомнение – он трус. А как уживется трус среди людей? Сможет ли он простить самого себя за мимолетную слабость?..
«Посмотрите... Память лица поставила в ряд. Это парни, которым вечно будет по 20…»
А некоторым чуть больше. Уже в мирное время, после афганской войны, умирали солдаты. Их безжалостно косили болезни и раны боевые. К сожалению, этот список с каждым годом увеличивается. Двенадцать воинов-интернационалистов ушли из жизни. Борис Бойко, Георгий Конанчук, Валентин Курбат, Сергей Бондарь, Сергей Гриб, Александр Климчук, Анатолий Бурнос, Франц Улас, Владимир Боровик, Виктор Пожарицкий, Вячеслав Шкулепа, Иван Янковский.
А в воздухе морозном голоса живых: «Поклянемся, друзья, не забывать тех парней, кто жизни свои молодые отдал на афганской земле, кто потерял там здоровье».
Ушла в историю эта война. Война солдатского мужества, отваги. Война боли, слез, потерь. И пусть она будет последней. А память о доблести и славе солдат афганской войны потомки сохранят в веках. Возможно, их опыт, живых и мертвых, чем-то пригодится и нам, ныне живущим, и грядущим поколениям.
Валентина ХАМЧУК
Григорий ШИРЯЕВ (фото).