Наконец Весна полноправно вошла в наши дома. И в наши сердца, – настроение-то явно улучшилось, ведь правда? Все потому, что весна – символ пробуждения жизни от зимнего сна. И это старт очередного созидательного цикла природы. И это призыв к обновлению!
«Но как же, – спросите вы, – с такой яркой и живой волной всего нового, что мы зовем Весной, вдруг уживается, да не просто уживается, а по-настоящему гармонирует традиция, которой уже более двух тысяч лет? А точнее, Велик день – праздник Пасхи».
Чтобы понять это, давайте вспомним историю данной традиции. Говорят, история только тому и учит, что… ничему не учит! Я бы поправил саркастическую поговорку: история ничему не учит только тех, кто ее… не учит.
Во-первых, традиции больше чем две тысячи лет. Пасха, главный религиозный праздник, стала органичной частью народной традиции, и на нее перешло огромное количество дохристианских славянских обычаев и обрядов. Велик день – народное название Пасхи у восточных и некоторых южных славян. На Пасху перешли обряды встречи весны, проводившиеся в день весеннего равноденствия. В мифологии и обрядах дня сильны сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны – начала лета. Большое место в народных пасхальных праздниках занимают мотивы воскрешения, обновления и процветания.
Мы привыкли широко и радостно отмечать Пасху, и можно с уверенностью сказать: главное об этом празднике мы хорошо знаем. Это праздник, который дарит нам радость, чувство сопричастности к чему-то великому и одновременно чувство великого братства в этой сопричастности. Мы все – единомышленники. Мы понимаем, что являемся носителями величайшего чуда на земле, силу которого подтверждает воскрешение. Воскрешение той самой жизни, которой мы живем. Воскрешение, которое повторяется из года в год уже две тысячи лет, ибо это не только Христос Воскресе, это наша душа воскресает. И каждый раз пробуждается, как и вся природа, для новых свершений.
Пусть для кого-то эти свершения маленькие, для кого-то – огромные: всякому свое. Но главное, всяк проделал максимум того, что от него требовалось, и всякому воздастся за его старание – в этом и заключена великая справедливость. А чувство справедливости, пусть оно буквально и не прописано в Евангелии, но каждая страница его гласит о справедливости, ибо это чувство, которое делает человека человеком. Разве не к нему взывал нас, людей, Христос? И разве само его воскрешение не есть акт высшей, божьей справедливости?! Которую мы и утверждаем, произнося: «Воистину воскрес!»
Это утверждение дает нам, простым людям, силу жить дальше. Вот в чем простой человеческий смысл Пасхи. И именно поэтому Пасха – наиглавнейший религиозный праздник. И в этом ее связь с нашей жизнью, с народной историей. Не с той, что придумали властители земные, а придворные историки красочно описали, а с той, что жива без всякого якого – и жива порой вопреки властителям и «историкам». Потому что идет от сердца к сердцу путями правды!
Но как же тяжело бывает услышать эту тонкую, но звонкую связь в нашем шумном мире! А вот в пасхальную ночь она звенит серебром, ничем не замутненная в задумчивой тишине. В пасхальную ночь, когда крестный ход останавливается у дверей храма, в нашем сердце бессознательно возникает тот же вопрос, который был, согласно евангельскому рассказу, в сердце женщин, пришедших рано утром ко гробу Христа. Вопрос этот: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Совершится ли снова чудо?
Еще большие сомнения настигают современного человека, живущего в информационном мире и охваченного негативом с шокирующими подробностями? Как вы думаете, почему все мировые СМИ буквально нацелены на сенсацию? Думаете, все дело в тиражах? В рейтингах? В прибылях? Конечно, и в них тоже, но главное, по-моему, в том, чтобы мы не услышали тонкий голос. Пусть кто-то зовет его голосом божьим, кто-то – голосом совести, а кто-то – разума. Какая разница? Главное, что именно этот голос соединяет нас и не по сотовой сети, а по чувству справедливости! И делает нас единомышленниками, верующими в лучшее и справедливое.
Но где-то в душе все равно вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в этом мире, наполненном страданием, ненавистью, мелочностью, войнами? Вы так думаете? Значит, вы колеблетесь!
Но не бойтесь, колебания – это признак веры. Только веры не бездумной, а вдумчивой, ищущей ответы на сложные вопросы. В том числе и вопросы мировой политики, которая окружает нас все плотнее и все глубже вовлекает в себя. В борьбе с неправдой не грех и засомневаться – главное, после сомнений найти силы вновь выйти на дорогу справедливости. И в этом нам помогает праздник Пасхи. Не зря апостол Павел говорил: «Вера наша тщетна, если не воскрес Христос!». И это не библейская сказка, это злободневный вопрос нашего земного бытия. И нашей веры в свои силы, в то, что мы можем все постепенно исправить так, чтобы справедливость торжествовала всегда. А с нею и счастливая жизнь.
И снова Христос Воскресе!
«Но как же, – спросите вы, – с такой яркой и живой волной всего нового, что мы зовем Весной, вдруг уживается, да не просто уживается, а по-настоящему гармонирует традиция, которой уже более двух тысяч лет? А точнее, Велик день – праздник Пасхи».
Чтобы понять это, давайте вспомним историю данной традиции. Говорят, история только тому и учит, что… ничему не учит! Я бы поправил саркастическую поговорку: история ничему не учит только тех, кто ее… не учит.
Во-первых, традиции больше чем две тысячи лет. Пасха, главный религиозный праздник, стала органичной частью народной традиции, и на нее перешло огромное количество дохристианских славянских обычаев и обрядов. Велик день – народное название Пасхи у восточных и некоторых южных славян. На Пасху перешли обряды встречи весны, проводившиеся в день весеннего равноденствия. В мифологии и обрядах дня сильны сюжеты и мотивы, характерные для народного календаря весны – начала лета. Большое место в народных пасхальных праздниках занимают мотивы воскрешения, обновления и процветания.
Мы привыкли широко и радостно отмечать Пасху, и можно с уверенностью сказать: главное об этом празднике мы хорошо знаем. Это праздник, который дарит нам радость, чувство сопричастности к чему-то великому и одновременно чувство великого братства в этой сопричастности. Мы все – единомышленники. Мы понимаем, что являемся носителями величайшего чуда на земле, силу которого подтверждает воскрешение. Воскрешение той самой жизни, которой мы живем. Воскрешение, которое повторяется из года в год уже две тысячи лет, ибо это не только Христос Воскресе, это наша душа воскресает. И каждый раз пробуждается, как и вся природа, для новых свершений.
Пусть для кого-то эти свершения маленькие, для кого-то – огромные: всякому свое. Но главное, всяк проделал максимум того, что от него требовалось, и всякому воздастся за его старание – в этом и заключена великая справедливость. А чувство справедливости, пусть оно буквально и не прописано в Евангелии, но каждая страница его гласит о справедливости, ибо это чувство, которое делает человека человеком. Разве не к нему взывал нас, людей, Христос? И разве само его воскрешение не есть акт высшей, божьей справедливости?! Которую мы и утверждаем, произнося: «Воистину воскрес!»
Это утверждение дает нам, простым людям, силу жить дальше. Вот в чем простой человеческий смысл Пасхи. И именно поэтому Пасха – наиглавнейший религиозный праздник. И в этом ее связь с нашей жизнью, с народной историей. Не с той, что придумали властители земные, а придворные историки красочно описали, а с той, что жива без всякого якого – и жива порой вопреки властителям и «историкам». Потому что идет от сердца к сердцу путями правды!
Но как же тяжело бывает услышать эту тонкую, но звонкую связь в нашем шумном мире! А вот в пасхальную ночь она звенит серебром, ничем не замутненная в задумчивой тишине. В пасхальную ночь, когда крестный ход останавливается у дверей храма, в нашем сердце бессознательно возникает тот же вопрос, который был, согласно евангельскому рассказу, в сердце женщин, пришедших рано утром ко гробу Христа. Вопрос этот: «Кто отвалит нам камень от гроба?» Совершится ли снова чудо?
Еще большие сомнения настигают современного человека, живущего в информационном мире и охваченного негативом с шокирующими подробностями? Как вы думаете, почему все мировые СМИ буквально нацелены на сенсацию? Думаете, все дело в тиражах? В рейтингах? В прибылях? Конечно, и в них тоже, но главное, по-моему, в том, чтобы мы не услышали тонкий голос. Пусть кто-то зовет его голосом божьим, кто-то – голосом совести, а кто-то – разума. Какая разница? Главное, что именно этот голос соединяет нас и не по сотовой сети, а по чувству справедливости! И делает нас единомышленниками, верующими в лучшее и справедливое.
Но где-то в душе все равно вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в этом мире, наполненном страданием, ненавистью, мелочностью, войнами? Вы так думаете? Значит, вы колеблетесь!
Но не бойтесь, колебания – это признак веры. Только веры не бездумной, а вдумчивой, ищущей ответы на сложные вопросы. В том числе и вопросы мировой политики, которая окружает нас все плотнее и все глубже вовлекает в себя. В борьбе с неправдой не грех и засомневаться – главное, после сомнений найти силы вновь выйти на дорогу справедливости. И в этом нам помогает праздник Пасхи. Не зря апостол Павел говорил: «Вера наша тщетна, если не воскрес Христос!». И это не библейская сказка, это злободневный вопрос нашего земного бытия. И нашей веры в свои силы, в то, что мы можем все постепенно исправить так, чтобы справедливость торжествовала всегда. А с нею и счастливая жизнь.
И снова Христос Воскресе!
Вадим ЕЛФИМОВ.