Как защитить себя от кибермошенников? Просто кладите трубку!

17 Октября’25
184


Помните булгаковскую фразу «Никогда не разговаривайте с неизвестными»? Похоже, в наше время она приобретает особую актуальность и звучит не просто как предостережение, а важный принцип безопасности в цифровом мире. Сегодня «неизвестные» поджидают нас за экраном компьютера или смартфона, принимая самые разные обличья. Они умеют играть на эмоциях, заставлять действовать необдуманно… Если не проявлять осторожность, можно легко попасть в ловушку и лишиться денег.

Сказанному – не верить

С начала года в Свислочском районе зарегистрировано 12 преступлений в сфере информационно-коммуникационных технологий. Из них 4 – мошенничество, 2 – мошенничество, совершенное в крупном размере, 5 – хищение путем модификации компьютерной информации (списание денег с карт), 1 – вымогательство. Об этом рассказал оперуполномоченный отделения уголовного розыска РОВД Кирилл Шиманчук.

– Мошенники звонят потенциальным жертвам как через мессенджеры,  так и посредством сотовой связи. Номера могут быть зарубежными, то есть абонентский номер будет начинаться с иностранного кода «+4», «+90», «+7», «+48». Также возможны звонки посредством мессенджеров с номеров, принадлежащих белорусским операторам связи, с кодом «+375». Звонят мошенники под различными предлогами, в большинстве случаев жители района понимают, что им звонят злоумышленники, не ведутся на разговор и оканчивают его. Но есть и те, кто подвергся сильному влиянию злоумышленников, восприняв выдуманную ими ситуацию всерьез, последовал их указаниям и получил имущественный вред, – отметил Кирилл Шиманчук.

Одна из распространенных схем обмана – так называемое декларирование денежных средств, когда в ходе беседы по телефону неизвестные представляются сотрудниками банка или правоохранительных органов и сообщают гражданам о том, что те являются фигурантами уголовного дела о терроризме. Затем преступники убеждают переводить денежные средства на подконтрольные им «безопасные счета» под предлогом «декларирования», якобы чтоб не лишиться денежных средств и имущества в ходе предстоящего «обыска».

– В сентябре по этой схеме пострадали двое жителей Свислочского района, – рассказал представитель РОВД. – Так, гражданину Г. и гражданке В. посредством мессенджеров позвонили неизвестные и сообщили, что в отношении их возбуждены уголовные дела по факту финансирования деятельности украинских боевиков и воинских формирований на территории Украины и что в скором времени к ним приедут сотрудники правоохранительных органов с целью изъятия всех имеющихся в доме наличных средств. Восприняв данную ситуацию за чистую правду, потерпевшие уточнили у лжесотрудников, что им необходимо делать. Поступили указания положить все деньги на «безопасный счет» с целью их сохранности, мол, в дальнейшем их вернут владельцам. Гражданин Г. и гражданка В. выполнили все рекомендации: собрали наличные, направились в отделение ОАО «Белагропрмбанк» в г. Свислочь и перевели их на «безопасные счета». На протяжении всего разговора мошенники убеждали потерпевших в том, что им звонят из правоохранительных органов, просили никому не сообщать об этом, а также убедили не говорить истинную цель, с которой они осуществляют денежный перевод. В итоге гражданин Г. лишился 23400 рублей, а гражданка В. – 8400 рублей.

Почему люди до сих пор верят мошенникам? Многие обманутые признаются, что сказки аферистов выглядели очень правдоподобно. Сработал и фактор неожиданности. Мошенники – мастера манипуляции. Страх, паника, сильный стресс – вот что ты чувствуешь в течение разговора. В таких эмоциях ты готов принять любую помощь и начинаешь выполнять все, что тебе говорят. А потом словно просыпаешься… Но уже поздно.



Чем чревата предоплата?

Также к частому способу совершения преступлений в интернете относится завладение денежными средствами граждан под предлогом приобретения различных товаров на торговых площадках в социальных сетях. Недавно 30-летняя жительница Свислочи Т. хотела совершить покупку онлайн, но продавцом оказался мошенник. Внеся 100-процентную предоплату, девушка так и не дождалась товара.

– Все, что у меня есть в гардеробе, куплено онлайн. Никогда проблем не возникало, – поделилась она. – А как-то наткнулась в «Инстаграме» на аккаунт по продаже женской обуви. Ничего не насторожило – обычная страничка. Разве только то, что все, что мне нравилось, по информации продавца, было в наличии. Остановилась на одной модели и написала, что хочу ее заказать. Мне ответили, что работают по предоплате. Это меня тоже не смутило: есть такая практика. Оплатила 200 рублей, меня заверили, что в течение трех-четырех дней получу товар, однако в назначенное время его мне не доставили. Сначала на мои вопросы продавец отвечал «ждите», а потом меня просто стали игнорировать. Мои сообщения висели как прочитанные, но оставались без ответа. Я часто заходила на эту страничку и заметила, что под публикациями периодически подчищаются комментарии. Один из них я успела прочитать: «Вы мошенники! Вы обманываете людей!» Как оказалось, это была такая же «счастливица», как я. Хотелось предупредить других покупателей, и я активно строчила в комментариях под каждой фотографией на этой страничке: «Они мошенники! Не верьте!» Через несколько минут все это удалялось. А я продолжала снова… Потом страница стала для меня недоступной. В милицию не пошла. Приняла это как урок.

Конечно, лучше отдавать предпочтение проверенным продавцам. Но при этом не забывать: зачастую злоумышленники создают копии аккаунтов реальных магазинов, изменяя или добавляя лишь один символ в названии.

– Ни в коем случае не стоит терять бдительности. Слово «предоплата» – это уже повод хорошо подумать. Что касается звонков от неизвестных абонентов, то вот главный совет: как только речь идет о личных данных или деньгах, при этом присутствуют спешка и страх, – незамедлительно кладите трубку, это мошенники в 99 процентах случаев, – настоятельно рекомендует Кирилл Шиманчук.



Материалы Натальи ТУРКО

Предыдущая статья

Белорусы успешно выступают на Кубке сильнейших спортсменов по велоспорту - в копилке уже 17 наград