banner

Итоги саммита ЕС: почему Запад ввел санкции до расследования ситуации с самолетом Ryanair

31 Мая’21
571


Только к концу недели – через пять дней после инцидента – появились робкие сообщения, что Международная организация гражданской авиации начинает расследование. Почти неделя! Впрочем, учтут ли результаты? Так много вопросов, которые и дальше закапывают веру в то, что современная дипломатия не утратила стремление опираться на здравый смысл, факты, не эмоции. Шеф европейского бюро ОНТ Руслан Поддубский всю неделю искал намеки на желание разобраться. 


Желание объективно разобраться в случившемся – оно всю неделю было в Европе на словах, в эмоциях, в громких заявлениях о санкциях и, конечно, в обвинениях. Виновные, как мы видели, были назначены мгновенно, буквально в первые часы, а решение о международном расследовании, к которому призывали, в том числе и из Брюсселя, и которое и должно дать ответы на главные вопросы, действительно, появилось только сейчас.

ICAO, Международная организация гражданской авиации:

– Совет решил провести расследование этого события с целью установления фактов произошедшего и понимания того, имело ли место какое-либо нарушение каким-либо государством - членом ICAO международного авиационного права, в том числе Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагской конвенции).

Вот заявление ICAO после недельной паузы. Эксперты международной организации пассажирской авиации итоги расследования обещают опубликовать к 25 июня. Впереди почти месяц работы с записями, документами, расшифровками и, что самое важное, с показаниями свидетелей. Один из ключевых фигурантов авиапроисшествия – командир воздушного судна, литовский пилот, словно испарился из медиапространства. Его не видно и не слышно, а  ведь именно он уже должен был внести ясность в вопросы, которые продолжают обсуждать эксперты и журналисты и которые все еще висят в воздухе.

Нормунд Гростиньш, политолог, лидер партии «Центр» (Латвия): «Латвийскому обществу через средства массовой информации дается совершенно ложная информация о том, что происходило. Говорится, что самолет заставили сесть, чтобы там кого-то арестовать, что это военный истребитель его заставил сесть – без реальных фактов, без отчета о хронометраже, решений разных. И это не впервые» .

Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы»: «А что случилось в те две минуты, когда летчики сказали: “Дайте нам время”. Диспетчер говорит: “Ваше решение?”. "Держимся прежнего курса". Через две минуты говорит, что решили идти на Минск. Вот в эти две минуты мы не видим, что происходит в кабине. Не знаем, с кем летчики ведут переговоры. Если истребитель не поднимался, то значит, это решение летчиков после переговоров с Литвой, либо с компанией. Но этого мы пока не видим». 

Евгений Мураев,  лидер партии «Наши» (Украина): «Я всегда смотрю на одну вещь. Расследование проведено? Нет. А реакция международная уже последовала. То есть никто не проверил. Никто не оценил угрозу. Никто не сказал, что это предлог. Никто не проверил, а был ли такой звонок. Я понимаю, что мог позвонить товарищ капитан из соседнего кабинета, но вероятность такая могла быть. Если звучат такие заявления, значит, это не позиция законодательная, нормативная – это позиция политическая»

Действительно, Европейский союз, несмотря на всю свою неповоротливость и привычную уже для многих наблюдателей неспособность договариваться даже по важным внутренним делам, в этом случае показал удивительную скорость в принятии решений. 

Санкции – это слово стало самым частым на встрече европейских политиков, а их главным решением стало закрытие европейского авиапространства для белорусской авиации. Несмотря на уверения, что ограничения не затронут простых людей, запрет тут же ударил по пассажирам, в том числе по гражданам ЕС и Украины, которая решила   присоединиться к решению своих европейских коллег. 

Во многих политических кругах европейский подход «сначала санкции, потом выводы» стали рассматривать и с позиции очередного применения двойных стандартов.

Дмитрий Полянский, первый заместитель постоянного представителя Российской Федерации при ООН: «С самого начала сказать, что это вынужденная посадка, осудить ее и ввести санкции без какого-либо расследования; такое поведение абсолютно безответственно, и мы не понимаем рассуждений наших европейских и американских коллег, когда они ведут себя подобным образом».

И несмотря на разные мнения в европейском парламенте, буквально сегодня появились очередные громкие заявления от лидеров ЕС. Глава европейского парламента призвал после белорусских санкций опять вернуться к санкциям в отношении России. Эксперты такое массированное давление со стороны объединенного Запада в отношении своих восточных соседей объясняют в том числе и попыткой ЕС вернуть себе геополитический вес на международной арене. 

Джилберт Докторов, политолог (Бельгия): «Уже давно существует новая холодная война. И это касается США и России. Уже два года Европа участвует в этой холодной войне на стороне Штатов и даже независимо от США. Два года, как Урсула Фон Дер Ляйен стала президентом Еврокомиссии, я вижу, что ЕС ровняется с НАТО. Она как бывший министр обороны Германии, она очень тесно участвовала во всех инициативах НАТО». 

В НАТО инцидент с самолетом на этой неделе также обсуждали на специальном заседании. Правда, встреча представителей альянса не получилась столь единодушной. Известно, что Турция заставила союзников смягчить осуждающие формулировки и удалить из финального заявления призывы к поддержке дальнейших санкций и приостановке сотрудничества по линии Беларусь – НАТО. 

Очевидно, что запущенная санкционная риторика в ближайшее время не ослабеет. Будет расти политическое и медийное давление, скорей всего и вокруг самого расследования. Ведь если международная организация пассажирской авиации придет к выводу, что картина случившегося совсем не такая, какой ее сейчас наперебой рисуют западные политики, то сложно даже представить, как можно выйти из такой ситуации.

ОНТ

Предыдущая статья

Lukashenko, Putin agree second tranche of loan, new Belavia flights