С развитием информационно-коммуникационных технологий возросло число угроз и противоправных деяний, в том числе экстремистской направленности, совершаемых с использованием глобальной сети Интернет.
Совершая их, нарушители закона рассчитывают на то, что останутся безнаказанными и смогут избежать ответственности.
Однако, как всем давно известно, «интернет помнит всё», ввиду чего и в настоящее время правоохранительными структурами множественно выявляются и раскрываются административные правонарушения и преступления.
Определение экстремизму (экстремистской деятельности) дано в статье 1 Закона Республики Беларусь от 04.01.2007 № 203-З «О противодействии экстремизму».
Таким образом, экстремизм – это деятельность граждан, в том числе иностранных и лиц без гражданства, либо политических партий, профессиональных союзов, других общественных объединений, религиозных и иных организаций, в том числе иностранных и международных или их представительств, формирований и индивидуальных предпринимателей по планированию, организации, подготовке и совершению посягательств на независимость, территориальную целостность, суверенитет, основы конституционного строя и общественную безопасность.
В данном Законе также дано определение экстремистским материалам (символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, плакаты, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность и ее пропаганды и признанные экстремистскими материалами по решению суда), символике и атрибутике (использующиеся в целях осуществления экстремистской деятельности или ее пропаганды, в том числе путем публичной демонстрации, и при призывах к экстремистской деятельности и действиям, флаги, гимны и иные музыкальные произведения, атрибуты униформы, свастики, эмблемы, символы, граффити, логотипы, вымпелы, значки и другие отличительные знаки или их копии, иные подобные объекты, включая объекты, которые являются или могут являться объектами авторского права, смежных прав, права промышленной собственности, в том числе нацистская символика и атрибутика, а равно любые изображения лиц, в отношении которых имеется вступивший в законную силу приговор суда в связи с совершением экстремистских действий).
Одним из способов распространения экстремистской информации является подписка на экстремистские каналы, распространяющие различного рода сведения, одобрение этих сведений путем проставления «лайков», пересылка (репост) таких материалов близким и знакомым, иным лицам, комментирование, что, по сути, является элементом популяризации каналов, позволяет получить информацию, не обратившись сразу к первоисточнику, а через ряд ссылок, не скрытых настройками приватности и доступных неопределенному кругу лиц. Это позволяет охватить и вовлечь в деятельность канала все большую аудиторию.
Следует отметить, что гражданам, которые из банального интереса или любопытства читают запрещенные каналы, признанные экстремистскими материалами, уголовная либо административная ответственность не грозит.
Вместе с тем, подписка, то есть хранение в открытом доступе в сети Интернет ссылок на телеграм-каналы (чаты), включенные в республиканский список экстремистских материалов, «репосты», «лайки», комментарии, оказание поддержки в популяризации канала, финансирование, может повлечь в настоящее время уголовную и (или) административную ответственность.
В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации», в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах, новостных агрегаторах запрещено распространение, в том числе, информации о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ, а также предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ; информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, в том числе пропагандирующей или побуждающей к самоубийству, другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами; результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации в стране, республиканским референдумам, выборам Президента Республики Беларусь, делегатов Всебелорусского народного собрания, депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, проведенных без получения аккредитации; гиперссылок на информационные сообщения и (или) материалы, содержащие информацию, распространение которой в средствах массовой информации, на интернет-ресурсах, новостных агрегаторах запрещено.
В ходе различных оперативных мероприятий, мониторинга сети Интернет, рассмотрения обращений граждан и иной правоприменительной деятельности правоохранительными и иными государственными органами, в сферу деятельности которых входит предупреждение и пресечение экстремистских правонарушений, устанавливаются материалы, содержащие признаки проявления экстремизма.
Это могут быть тексты, аудиовизуальные документы, изображения, размещенные как на традиционных печатных носителях, так и в электронном виде, рукописные и печатные документы, одежда, головные уборы и иные предметы с изображениями, текстами или символами.
В отношении этих материалов назначается специальное исследование, которое осуществляется комиссией по проведению оценки символики и атрибутики, информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в них признаков проявления экстремизма.
В случае положительного заключения, принимается решение о направлении собранных материалов для рассмотрения в суд.
Если по результатам рассмотрения дела суд вынесет решение о признании материалов экстремистскими, такие материалы включаются в республиканский список экстремистских материалов, публикуемый на официальном правовом портале Министерства информации Республики Беларусь. Данный список постоянно находится в актуальном виде.
Руководители и создатели экстремистских телеграм-каналов, телеграм-чатов, после того как их признают экстремистскими, вместе с аудиторией могут попасть под уголовную и административную ответственность.
К примеру, статьями 361-1 – 361-5 УК предусмотрена уголовная ответственность за создание экстремистского формирования либо участие в нем, финансирование или содействие экстремистской деятельности, прохождение обучения или иной подготовки для участия в экстремистской деятельности.
Эти преступления относятся к категории преступлений против государства и представляют повышенную общественную опасность, ввиду чего во всех санкциях данных статей присутствует возможность назначения, наряду с альтернативными видами, наказания в виде лишения свободы.
Административная ответственность за данную деятельность предусмотрена статьей 19.11 КоАП, и наступает за распространение, изготовление, хранение и перевозку информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность.
Так, согласно санкции части 1 статьи 19.11 КоАП, за распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции, на гражданина может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.
Согласно части 2 статьи 19.11 КоАП, за распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции, на гражданина может быть наложено взыскание в виде штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.
Таким образом, учитывая повышенную социальную опасность экстремистской деятельности, общедоступность размещенных в глобальной сети Интернет экстремистских материалов, гражданам во избежание привлечения к административной и уголовной ответственности следует избирательно подходить к подпискам на информационные каналы, а также пересылку таких материалов иным лицам, оставления своих комментариев и выражения к ним своего отношения.
Дмитрий ЦИУНЧИК,
председатель суда Свислочского района