«Рождество и Новый год приходят к нам в дом с наряженной елью, — рассказывала с экрана телевизора молоденькая диктор в костюме Снегурочки. — Эта языческая традиция зародилась у германских народов, в обрядовости которых ель была символом жизни и плодородия. С распространением христианства среди народов Центральной и Северной Европы украшенное разноцветными шарами дерево обрело новую символику: его стали устанавливать в домах 24 декабря как символ райского древа с изобильными плодами. Как бы там ни было раньше, но сегодня новогодние праздники мы не мыслим без елки».
— Что правда, то правда, — почесал затылок дед Василий. — Кстати, до Нового года неделя осталась... В среду Владик приедет — ему елку обязательно подавай! Все! Чего тянуть-то?! Вот чаю попью — и в лес!
А в кухне мирно тараторило радио. Не мог дед Василий без него: с гимна день начинал, с гимном ложился. Говорит радио — оно-то и веселее. Никогда не выключал его хозяин.
«Вы вырашылі ссячы елку ў лесе? — задала рытарычнае пытанне вядучая раённага радыё Алена Кедзік. — Колькі вам будзе каштаваць гэты ўчынак, раскажа начальнік райінспекцыі прыродных рэсурсаў і аховы навакольнага асяроддзя Сяргей Генадзьевіч Каранчук».
«Поскольку значительную часть лесов района занимает Национальный парк «Беловежская пуща», то на наше население распространяются правила «Об особо охраняемых природных территориях, — начал Сергей Геннадьевич. — Напоминаю, что незаконное уничтожение, в том числе и незаконная порубка или повреждение деревьев и кустарников до степени прекращения их роста согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях влекут наложение штрафа. Важный момент: в этом вопросе нет предупреждения, сразу составляется протокол! Сегодня самовольная вырубка ели обойдется в сумму от 5 до 50 базовых величин (то есть минимально вы заплатите 175 тысяч рублей). Для сравнения: Свислочским лесничеством на елочных базарах ели реализуются по цене от 13 до 25 тысяч. Несомненно, купить елку дешевле, чем заплатить штраф. Поэтому не рискуйте. В этот предновогодний период нашей инспекцией совместно с РОВД проводятся совместные рейды по выявлению нарушений».
— Ну вот еще. Полвека живу в лесу и поеду за елкой в город?! Рассмешили! Да видано ли?!
Но тут дед Василий призадумался, прикинул, минут десять помолчал... Вспомнилась ему белокурая головка пятилетнего Владика, воткнутая под дедовский подбородок. Вот и в прошлый приезд, усевшись на колени деду, мальчик внимательно слушал стихи «Что такое хорошо и что такое плохо». А потом они вместе еще долго разбирались в «правильности» жизни...
— Да-а, — протянул, наконец, дед Василий, словно дополняя Маяковского, — елка — это хорошо, срубленная — плохо.
Наталья КОМАР.