banner

"Мы придерживаемся принципа закона". Игорь Карпенко о 35-летии ЦИК, предстоящих выборах Президента и уроках Грузии

08 Декабря’24
397


Интервью с председателем Центральной избирательной комиссии.

На днях Центральная избирательная комиссия Беларуси отпраздновала свое 35-летие. Какой путь прошла наша избирательная система за эти годы? Какие новые функции сегодня появились у Центризбиркома? Насколько для нас важно международное сотрудничество? Как проходит электоральная кампания по выборам Президента Беларуси, которые состоятся 26 января 2025 года? Об этом и многом другом в интервью БЕЛТА рассказал председатель Центральной избирательной комиссии Игорь Карпенко.  

До 4 декабря 1989 года комиссии по выборам создавались на период проведения электоральных кампаний

- Игорь Васильевич, в этом году ЦИК отметил 35-летие. Сразу, когда слышишь эту цифру, начинаешь сомневаться, а не 30 ли, ведь в большинстве своем наши государственные институты сформированы именно в 1994-м. Но я так понимаю, у вас есть документальное доказательство.

- 4 декабря 1989 года постановлением Верховного Совета БССР была создана Центральная избирательная комиссия по выборам депутатов Белорусской Советской Социалистической Республики, которая начала действовать на постоянной основе. До этого комиссии создавались на период проведения электоральных кампаний. Туда входили, как правило, люди, которые работали на общественных началах. А с 4 декабря 1989 года Центральная избирательная комиссия Беларуси стала работать как постоянно действующий государственный орган. Именно поэтому мы говорим, что в 2024 году ЦИК исполняется 35 лет.

На первых президентских выборах люди шли на участки целыми семьями

- Игорь Васильевич, предлагаю вспомнить первые президентские выборы. Пусть вы участвовали в них как избиратель, но наверняка помните, как все было организовано, - удобно ли, демократично ли?

- Я хорошо помню период первых президентских выборов 1994 года. Я тогда работал в педагогическом университете. Как человек с активной гражданской позицией я участвовал в работе участковых территориальных комиссий.

Могу сказать, что эти выборы были достаточно массовыми, активными. Люди шли на избирательные участки целыми семьями. Даже те пожилые люди, которые голосовали на дому, говорили, что придут на участок. Была атмосфера праздника в определенной степени. Наверное, это наша традиция, которая сохранилась еще с советских времен.

К процессу голосования, как уже говорил, приобщали не только самих избирателей. Люди приходили семьями, детям разрешали опустить бюллетень в ящик для голосования, что они с удовольствием делали.

"Мы не допустили серьезных стратегических ошибок, выбирая путь суверенного развития Беларуси"

- А какими были наши первые референдумы - в 1995 и 1996 годах?

- Если говорить про референдумы, то они стали неотъемлемой частью формирования политической системы суверенной Беларуси. Впервые избранный Президент Беларуси, выполняя данные людям обещания, советовался с людьми по ключевым вопросам деятельности государства и общества.

На референдум выносились разные вопросы, которые носили, на мой взгляд, стратегический характер.

По прошествии времени, после анализа сегодняшней ситуации можно сказать, что мы не допустили серьезных стратегических ошибок, выбирая путь суверенного развития Беларуси. Сегодня это способствует сохранению мира и согласия в белорусском обществе.

"Каждая избирательная кампания после ее завершения подвергается серьезному анализу"

- Если говорить про организацию избирательного процесса, то даже неспециалисту понятно, насколько подготовка к выборам, референдумам является напряженной.  С учетом также вашего опыта работы в участковых и территориальных избирательных комиссиях, насколько работа ЦИК усовершенствована за последние годы? Что действительно менялось все это время концептуально?

- В период суверенного развития от государства потребовалось создание обновленной избирательной системы. В первую очередь это нормативно-правовая база. Понятно, что какие-то ключевые позиции, связанные с избирательным процессом и вопросами демократизации страны и общества в целом, определяет Конституция.

Вместе с тем нужны были понятные и четкие правила, по которым проводятся выборы. Мы шли от отдельных законов по выборам депутатов, проведению референдумов и фактически пришли к тому, что необходимо создать Избирательный кодекс, кодифицировать наше избирательное законодательство.

Это была серьезная работа, и не только Центральной избирательной комиссии. В первую очередь, это была работа всех органов власти, различных специалистов, юристов. Это была работа депутатского корпуса, который рассматривал и принимал Избирательный кодекс, по которому мы сегодня работаем.

Правда, в процессе проведения электоральных кампаний он претерпевал определенные изменения.

Центральная избирательная комиссия, в соответствии с полномочиями, анализирует, как применяется избирательное законодательство на практике. И каждая избирательная кампания после ее завершения подвергается серьезному анализу. Исключением не станут и выборы Президента в 2025 году. По итогам проведения выборов мы внесем свои предложения депутатскому корпусу, заинтересованным государственным органам, министерствам и ведомствам.

"Если говорить про процедурные моменты, то нужно наладить взаимодействие комиссий всех уровней"

- А как на нашу избирательную систему влияют, например, процессы цифровизации?

- Наша избирательная система не сильно менялась. Хотя элементы цифровизации где-то ее затронули. Мы второй раз будем использовать данные регистра населения при составлении списков избирателей. Мы также готовим соответствующую платформу по поиску участка для голосования. Граждане смогут ввести свой адрес, и этот поисковик подскажет им, где находится участок. Это своего рода облегчение работы - в первую очередь информационной - для тех комиссий, которые обеспечивают избирательный процесс.

Если говорить про процедурные моменты, то нужно наладить взаимодействие комиссий всех уровней. Если отталкиваться от их структуры, то можно увидеть, что во главе стоит Центральная избирательная комиссия. В самом низу находится участковая избирательная комиссия. В общей сложности, под разные выборы формируется от 5,5 тыс. до 7 тыс. комиссий.

Там работают люди, у которых есть основная работа, а выборами они занимаются фактически в свободное от основной работы время. В зависимости от избирательной кампании их может быть от 60 тыс. до 70 тыс.

И очень важно осуществлять взаимодействие таким образом, чтобы все воспринимали избирательные нормы и применяли их на практике единообразно.

Цель Центральной избирательной комиссии как раз заключается в том, чтобы организовать нижестоящие комиссии именно в этом русле. Для этого принимается соответствующее постановление, готовятся методические рекомендации, создаются информационные материалы. Мы проводим учебу, организуем семинары. Формат этих семинаров различается в зависимости от того, какая избирательная кампания либо референдум проходит в нашей стране.

Некоторые международные организации пытаются переделать те или иные страны под какие-то свои лекала

- Что касается международного сотрудничества по линии Центризбиркома. Не единожды были предприняты попытки равноправного диалога с БДИПЧ ОБСЕ, были встречи в ЦИК, представителям миссии не раз вручались аккредитационные удостоверения, чтобы они могли наблюдать за выборами, референдумами. Как-то вот не сложилось все равно сотрудничество. Насколько оно в принципе важно для нас?

- Если говорить о международном наблюдении за выборами, то нужно четко понимать его методологию. Если говорить про Содружество Независимых Государств, то у нас есть четкий документ, определяющий эту методологию. Это Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ. И мы, корректируя наше законодательство, сверяем свои нормы, которые вносим в избирательный закон, с нормами данной конвенции.
Таким образом мы выполняем свои международные обязательства.

А в рамках ОБСЕ нет документа, который был бы принят всеми странами и который был бы ратифицирован национальными парламентами. Поэтому БДИПЧ ОБСЕ в первую очередь руководствуется методическими рекомендациями. Это исключительно человеческий фактор.

Второй момент, чем, будем так говорить, грешат некоторые международные организации. Они пытаются переделать некоторые страны под какие-то свои демократические лекала. Что не всегда нормально воспринимается в обществе, потому что есть свой менталитет, есть какие-то традиции, какие-то наработки. Все это надо учитывать.

Международные наблюдатели не должны указывать другим странам, как надо выстраивать демократические процессы

- Как в целом ЦИК Беларуси работает с международными наблюдателями - каковы наши основные требования?

- Если говорить про функцию наблюдателей, то они не должны указывать, как надо выстраивать демократические процессы в той или иной стране. В первую очередь они должны ответить на главный вопрос: соответствовал ли избирательный процесс национальному избирательному законодательству? Вот это главное.

К сожалению, сегодня механизмы некоторых международных организаций включаются для того, чтобы повлиять на руководство страны. Вот этого, конечно, нельзя допускать.

Относительно приглашения ОБСЕ. Не в компетенции Центральной избирательной комиссии обсуждать вопросы, как должна функционировать эта организация. Это все-таки вопросы Министерства иностранных дел и тех институтов, которые работают на международной арене, представляя наши интересы.

Поэтому ЦИК никогда не занимался вопросами приглашения БДИПЧ ОБСЕ. Этими вопросами занимались другие субъекты избирательного процесса, которые указаны в нашем законодательстве и которые определяют, кого приглашать на выборы в качестве международных наблюдателей, а кого не приглашать.

ЦИК традиционно приглашает председателей центральных избирательных органов. Мы работаем, например, в рамках Консультативного совета избирательных органов стран СНГ, в котором, кстати, сейчас председательствуем. И на эти президентские выборы мы уже пригласили своих коллег. Также мы пригласили представителей ЦИК ряда других государств, с которыми мы взаимодействуем в рамках Всемирной ассоциации избирательных органов. А это около 121 государства.

"Присутствие международных наблюдателей для ЦИК - это в первую очередь обмен экспертным мнением"

- Что нам дает присутствие международных наблюдателей и кто их может приглашать?

- Присутствие международных наблюдателей для ЦИК - это в первую очередь обмен экспертным мнением, обмен информацией и обсуждение на профессиональном уровне тех вопросов, которые, на наш взгляд, требуют международного обсуждения. Мы активно работаем с Институтом мониторинга при Межпарламентской ассамблее СНГ. Кстати, они провели мониторинг нашего избирательного законодательства к единому дню голосования и представили нам всеобъемлющий и достаточно увесистый отчет о том, что наше законодательство в полной мере соответствует стандартам демократических выборов.

ЦИК также аккредитует международных наблюдателей, независимо от того, кто из субъектов их пригласил. Давайте назовем тех, кто может приглашать международных наблюдателей. Это Президент нашей страны, Всебелорусское народное собрание, правительство, обе палаты парламента, Министерство иностранных дел и Центральная избирательная комиссия.

Все международные наблюдатели, которые будут приглашены этими субъектами, предоставляют необходимые анкеты, определенные документы, в соответствии с которыми мы аккредитуем международных наблюдателей, выдаем соответствующие удостоверения, справочные и информационные материалы, включая Избирательный кодекс и Конституцию. Мы организуем условия для того, чтобы они могли наблюдать за выборами, посещать любые участки, любые комиссии, любые государственные органы.

ЦИК открыт для посещения гражданами. Здесь проходят практику студенты юридических и политологических специальностей

- Недавно у ЦИК появились новые полномочия по осуществлению информационно-просветительской деятельности. Предполагаю, что 2020 год, где столкнулись с определенной безграмотностью в вопросах избирательного права, подтолкнул к работе в этом направлении. Как она сейчас проходит и какие перспективы?

- Одна из новых функций Центральной избирательной комиссии - работать над правовым просвещением наших граждан во взаимодействии с другими государственными органами и общественностью. Данные полномочия нашли отражение в Избирательном кодексе нашей страны. Кроме того, совсем недавно глава государства утвердил своим указом Концепцию правовой политики в нашей стране, где также находят отражение вопросы правового просвещения граждан, формирования правовой культуры в целом.

Мы уже провели установочные заседания Центральной избирательной комиссии, где определили основные направления этой работы. Мы приняли соответствующий план, выстроили схему взаимодействия со всеми заинтересованными. Кроме того, подписали план совместной работы с Министерством образования по правовому просвещению нашей молодежи, поскольку Министерство образования является государственным органом, который реализует государственную молодежную политику.

Наверное, многие обратили внимание, что ЦИК сейчас активно работает и в рамках единых дней информирования. Мы проводим диалоговые площадки, встречи. ЦИК открыт для посещения нашими гражданами, в частности нашей молодежью. В Центральной избирательной комиссии проходят учебную практику студенты юридических и политологических специальностей. Мы совместно с Министерством образования скорректировали тематику курсовых, дипломных, магистерских работ, где-то даже диссертационных исследований по этой тематике.

При ЦИК создан экспертный консультативный совет по вопросам избирательного права и технологий, создан Молодежный совет, который тоже выстраивает свою работу на правовом просвещении молодежи и работает по принципу "равный обучает равного".

Кстати, ребята из Молодежного совета разработали настольную игру. В ближайшее время она поступит в продажу. И наша молодежь в игровой форме сможет ознакомиться с азами нашей избирательной системы.

Кроме того, мы проводим уже несколько лет тематические олимпиады для школьников. Проходил и ряд различных конкурсов, например конкурс детских рисунков, посвященных единому дню голосования. И это не весь перечень мероприятий, которые мы реализуем совместно с заинтересованными государственными органами.

Одна из функций ЦИК - методическое обучение потенциальных организаторов выборов

- А как проходит методическое обучение потенциальных организаторов выборов?

- Здесь мы не стали изобретать велосипед. Мы решили, что учреждением, которое сконцентрирует в себе научно-методическую работу, должна быть Академия управления при Президенте. Такое решение было принято совместно с Администрацией Президента.

Сейчас Академия управления может принимать на повышение квалификации примерно до 2 тыс. человек в год, которые потенциально могут работать в составе комиссии. Завершается разработка учебно-методического комплекса с тестированием и информационными материалами. ЦИК этому всемерно способствует.

Мы работаем над содержанием этой программы обучения, ее методическим сопровождением. Работники Центральной избирательной комиссии принимают в этом самое активное участие, мы встречаемся со слушателями, взаимодействуем с ними. Это комплекс тех мероприятий, которые направлены на повышение правовой культуры.

"В последнее время избирательный процесс во многих странах подвергается гибридному воздействию"

- Насколько в принципе важно просвещать молодежь (и не только) в правовом плане?

- Гражданин, который четко понимает нормы законодательства и сам избирательный процесс, совершенно по-другому воспринимает свое участие в этом процессе и понимает, что от него требуется в период проведения выборов. В последнее время избирательный процесс во многих странах подвергается гибридному воздействию. Я очень внимательно наблюдаю за событиями в Грузии.

Там начались такие голословные заявления по поводу фальсификаций и так далее. Но мне понравился ход наших коллег, которые фактически взяли и подали заявление Центральной избирательной комиссии в прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело. И те, кто больше всего кричал о фальсификациях, в том числе наделенные определенными властными полномочиями в этой стране, конкретных доказательств на стол не положили. Это говорит о том, что если ты кого-то в чем-то обвиняешь, то должен предоставить соответствующие факты.

Это бессмертная юридическая практика. И мы придерживаемся принципа закона. Наша избирательная система работает в рамках избирательного законодательства.

Выборы мы проводим гласно. Уже начиная с референдума все заседания ЦИК относительно проведения той или иной избирательной кампании проводятся в режиме онлайн-трансляции на сайте Центральной избирательной комиссии.

Президентские выборы поставят точку в процессе политической модернизации после референдума 2022 года

Период моего председательства в Центральной избирательной комиссии как раз совпал с проведением важных электоральных кампаний, которые шли одна за одной. Сначала это был референдум 2022 года, потом - единый день голосования. И вот сейчас набирает обороты избирательная кампания 2025 года.

Все это закономерный процесс той политической модернизации, которая была заявлена в ходе республиканского референдума о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь. Этот же процесс предполагал и обновление всех ветвей власти после принятия обновленной Конституции и обновленного законодательства. Поэтому грядущие президентские выборы должны поставить точку в процессе политической модернизации.

А дальше нужно будет принимать стратегически важные для страны документы: программы социально-экономического развития, основные направления внутренней и внешней политики, что относится к компетенции Всебелорусского народного собрания. Оно начало полноценно работать и должно будет принять важные стратегические документы, которые позволят нам устойчиво развиваться.

Когда рассматривался закон о высшем образовании, в Овальный зал приглашали студентов для обсуждения

- Игорь Васильевич, у вас есть опыт работы в Палате представителей. Не секрет, что законодательная деятельность представляется одной из самых интересных составляющих работы депутатов. Наверняка обсуждение многих законопроектов вызывает не просто дискуссию, но и полемику. Обсуждение каких законопроектов за время вашей работы в Палате представителей было наиболее оживленным или даже бурным?

- Если говорить о моей работе в Палате представителей, я очень хорошо помню, как мы рассматривали закон о высшем образовании. Тогда еще не было Кодекса об образовании. Кодификация происходила чуть позже. И я помню, что мы приглашали в Овальный зал студентов, которые учились как на бюджетной, так и на платной форме. Мы проводили различные консультации, выслушивали их мнения. Я помню, что было много различных встреч с профессорско-преподавательским составом, руководством вузов. В общем, это был достаточно активный процесс.

Судьбоносным, я бы сказал, для нашей страны стал закон в области здравоохранения. В первую свою каденцию в качестве депутата Палаты представителей я работал в комиссии по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи. И мы как раз рассматривали законопроект о трансплантации органов и тканей.

На мой взгляд, этот закон был важной отправной точкой в выстраивании в целом системы трансплантации органов и тканей в нашей стране.

Мы благодарны нашим светилам медицинской науки, которые приложили к этому руку и вывели здравоохранение на такой серьезный уровень. Мы с большим интересом общались со специалистами, с тем же Олегом Олеговичем Руммо, с Министерством здравоохранения. Это был новый опыт. И не только правовой, но и житейский.

Работа парламентариев всегда сопряжена с взаимодействием со своими избирателями и людьми, которые причастны к тому или иному законодательному акту. Сегодня Центральная избирательная комиссия и депутатский корпус активно работают по вопросам совершенствования избирательного законодательства. Назначение даты очередных выборов Президента Республики Беларусь - это тоже трудоемкая, серьезная работа с профильными комиссиями.

"Текущая избирательная кампания в нашей стране проходит спокойно"

- Электоральная кампания в разгаре. Как можете охарактеризовать те процессы, которые происходят накануне 26 января 2025 года - даты выборов Президента Беларуси?

- Обстановка в мире достаточно сложная. Современный мир каждый день преподносит нам какие-то новые вызовы или угрозы. И в этом бушующем море противоречий, порой несговорчивости одних с другими, неумения вести диалог государство могут обвинить в том, что оно чуть меньше других и позволяет себе проводить независимую политику.

Вместе с тем я хочу подчеркнуть, что текущая избирательная кампания в нашей стране проходит спокойно. На это нацелены все органы государственной власти. Это не только и даже не столько задача Центральной избирательной комиссии – обеспечить безопасность и спокойствие в стране в период электоральной кампании.

Это задача и Президента, и всех ветвей власти - создать тот позитивный, спокойный фон для проведения электоральной кампании.

Если в стране есть какие-то угрозы или, не дай бог, идут военные действия, о какой электоральной кампании можно вести речь? Мы это прекрасно понимаем.

Хочу подчеркнуть, что ЦИК взаимодействует со всеми структурами. Мы видим, как нам идут навстречу, помогают и оказывают содействие в том, чтобы наши выборы прошли в установленном порядке, спокойно и организованно.

Предыдущая статья

О работе с неблагополучными семьями и обязанными лицами шла речь на районном семинаре для идеологического актива