banner

Компромисс, который будет поддержан народом

11 Ноября’21
453
аутко.jpgОсновным политическим событием 2022 года станет референдум по изменению Конституции Беларуси. Как было анонсировано, он состоится не позднее февраля. Данное событие – это новый этап в становлении и развитии политической системы Беларуси, считает Александр Аутко, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь:

– Необходимость внесения изменений в Основной Закон страны вызвана реалиями современного общества. События, произошедшие в августе 2020 года, показали, как определенные разрушительные силы призывали к переменам, но не посредством налаживания диалога, а путем уличных беспорядков и нарушения закона. Со своей стороны государство предложило многовариантность относительно высказанного запроса на перемены в государстве и обществе – были организованы диалоговые площадки, работали общественные приемные, начата конституционная реформа. Для реализации поставленных целей был подписан Указ № 105 о Конституционной комиссии.
Созданной Конституционной комиссии предстояло разработать предложения по изменению Конституции Беларуси и обеспечить их всенародное обсуждение. В состав Конституционной комиссии вошли 36 человек – представители государственных органов, юридической науки, общественных объединений, различных отраслей экономики и социальной сферы – заслуженные и авторитетные люди, имеющие активную гражданскую позицию. Предложения вносились в свободной форме. При этом абсолютное большинство участников обсуждений были согласны с тем, что Беларусь состоялась как государство, сформировала свою политическую систему, которая эффективна и решает все возникающие вопросы общественной жизни. Хочу подчеркнуть, что все граждане, кто хотел выразить свою гражданскую позицию, получили возможность прийти и принять участие в работе диалоговых площадок, все инициативы учитывались. Поэтому нельзя сказать, что Конституционная комиссия начала работу с чистого листа: перед ней стояла задача изучить все мнения и предложения и найти золотую середину.
Изменения коснулись практически всех разделов Конституции. Поправки вносятся в 53 статьи Основного Закона, подготовлены также 14 новых статей, а 3 предлагается исключить. Даже эти цифры говорят о том, что проведена глобальная работа и затронуты практически все разделы Конституции. Но тем не менее ряд вопросов вызвал серьезную дискуссию, по ним еще предстоит выработать единую позицию. Считаю, что каждая статья Конституции должна быть всесторонне изучена и достигнут определенный компромисс, который будет поддержан народом. Ведь речь идет об Основном Законе.
Так, например, планируется передать на уровень Парламента и Правительства некоторые полномочия, находящиеся сегодня в руках главы государства, что в свою очередь позволит усилить их роль и значение при принятии политических решений, но одновременно и значительно повысит степень конституционно-правовой ответственности за последствия принятых решений. При этом статус Президента не изменится. Республика Беларусь сохранит президентскую форму правления. Еще один вопрос, вынесенный на обсуждение, – статус, принципы комплектования и компетенции Всебелорусского народного собрания.
В настоящее время проект, предложенный Конституционной комиссией, проходит важные стадии доработки. 28 сентября на расширенном заседании Конституционной комиссии глава государства, подводя итоги работы комиссии, определил, как и кто до референдума будет дорабатывать проект новой Конституции. Согласно поручению Президента создана рабочая группа, которая теперь и занимается этим вопросом. В ней задействованы представители различных структур, экспертное сообщество. Перед ними главой государства поставлена задача доработать проект по ряду направлений. Главная оценка проекта Конституции будет дана в рамках общественного обсуждения. 
Считаю, что изменения в Конституцию призваны прежде всего закрепить все то новое, что появилось в нашей общественной жизни за период времени, прошедший с момента ее принятия. Кроме того, заложить основные направления общественно-политического и социально-экономического развития Республики Беларусь как суверенного и независимого государства на десятилетия вперед.

Предыдущая статья

Развод на деньги, или Как не поверить мошенникам