22 января 2012 года вступает в силу Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 года № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц». В нем аргументированы порядок подачи и рассмотрения обращений, ответственность за нарушение законодательства при подаче и рассмотрении обращений и другие положения, связанные с правами и обязанностями заявителей и органов, рассматривающих обращения.
В отличие от действующего Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан» от 6.06.1996 г. действия нового Закона распространяются на обращения и граждан, и юридических лиц. Новое законодательство предусматривает наряду с письменными и устными обращениями также и электронные.
Итак, право граждан на обращение в организации реализуется путем подачи письменных, электронных или устных обращений, а к индивидуальным предпринимателям — путем внесения замечаний, предложений в книгу замечаний и предложений. Юридические лица Республики Беларусь, индивидуальные предприниматели вправе обращаться в организации путем подачи письменных (за исключением замечаний, жалоб, предложений, вносимых в книгу замечаний и предложений), электронных или устных обращений.
Письменные обращения считаются рассмотренными по существу, если решены все изложенные в них вопросы, приняты надлежащие меры по защите, обеспечению реализации, восстановлению прав, свобод и (или) законных интересов заявителей и им направлены письменные ответы.
Письменный ответ на письменное обращение излагается на языке обращения. Он должен быть обоснованным и мотивированным, содержать конкретные формулировки, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя.
Необходимо учесть, что, если для решения изложенных в обращении вопросов совершены определенные действия в присутствии заявителя, о чем он сделал соответствующую запись на обращении, либо в книге замечаний и предложений, заверив своей подписью, либо составлен отдельный документ, подтверждающий совершение этих действий, направление письменного ответа заявителю не является обязательным.
При наличии в обращении только благодарности, данное обращение принимается к сведению и ответ на него не направляется. В то же время устное обращение может быть оставлено без рассмотрения, если посетителем не предоставлены документы, удостоверяющие его личность, заявитель в ходе личного приема допускает употребление нецензурных либо оскорбительных слов или выражений.
Как уже было сказано, в новом законодательстве предусмотрена подача электронных обращений. Они подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом некоторых особенностей.
Так, электронные обращения, кроме общих требований, предъявляемых Законом к письменным обращениям, должны содержать адрес электронной почты заявителя.
Электронные обращения направляются в государственные органы и иные государственные организации посредством глобальной компьютерной сети интернет на адрес их электронной почты либо размещаются в специальной рубрике на их официальных сайтах.
Ответы на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронном обращении, за исключением случаев, когда заявитель просит дать ему письменный ответ и если руководителем госоргана иной госорганизации принято решение направить письменный ответ заявителю.
Хотелось бы, чтобы граждане при подготовке и направлении своих обращений руководствовались требованиями данного закона, что позволило бы качественно и оперативно разрешать изложенные в них вопросы.
П. СТОЙКОВ,
консультант суда Свислочского района.