banner

К тем берегам, где корни прорастали

04 Октября’10
1910

К тем берегам, где корни прорасталиВсегда удивляюсь, насколько порой могут быть переплетены, переломаны судьбы людские. Даже долгие годы не в силах притупить боль от этих надломов и сплетений, не в силах унять тоску в душе от невосполнимых утрат и безвозвратно ушедших лет. И чем дальше уходят эти годы, тем чувствительнее и тоска, и горечь.

Среди миллионов таких судеб затерялись когда-то судьбинки двух осиротевших девочек, Вали и Гали Аникей. И лишь спустя тридцать восемь лет они причалили, наконец, к тем берегам, откуда прорастали их корни и где нашла свой последний приют их мама, ушедшая в мир иной в неполные тридцать лет. Трогательной и волнующей была их встреча с родиной предков, и нет сомнений, что оставит она в сердцах неизгладимый след уже на всю оставшуюся жизнь.

 

Дела давно минувших дней

Мария Аникей растила детей одна. Муж Ксаверий в 1944 году был репрессирован и сослан в Воркуту на угольные шахты. Младшенькому Тадику исполнилось тогда всего-то три годочка. Чуть постарше были дочка Яня и сынок Казик. Остаться одной в тяжелое послевоенное время было испытанием не из легких, но Мария безропотно тянула на себе лямку соломенной вдовы и поднимала на ноги детей. Они росли добрыми и трудолюбивыми, что не могло не тешить материнское сердце. Год по году заневестилась Янина и вскоре вышла замуж в Колоную, покинув родное гнездо. После замужества дочери Мария с младшими детьми подалась в Карелию к мужу, который уже отбыл ссылку, но возвращаться на родину не стал.

К тем берегам, где корни прорасталиШло время. И однажды Тадеуш, который к тому времени уже вырос и стал ох каким бравым парнем, решил проведать сестру. А по соседству жила семья Иосифа и Софьи Болботов, и воспитывались в ней два сына и четыре дочери, одна другой краше. Надо ж было такому случиться, чтобы попалась Тадеушу на глаза юная красавица Мария, которой на ту пору всего-то восемнадцать исполнилось. Екнуло у парня сердце от увиденной красоты, и понял он, что перед ним судьба его. Не остался незамеченным тот пронзающий взгляд и Марией. Так они нашли друг друга, и случилось это осенью 1961 года. Теплым сентябрьским днем, когда в воздухе плавали тонкие паутинки бабьего лета и золотым ковром ложились под ноги опавшие листья, Мария с Тадеушем поженились. Они были счастливы, и это счастье казалось им нескончаемым. Да только судьба отмерила им того счастья всего лишь горсточку.

Беда

Сразу после свадьбы увез Тадеуш молодую жену в далекий город Сегежу Карело-Финской ССР. Вскоре там появилась на свет их первая дочка Валя. С малышкой на руках молодая семья переехала в другой город – Питкяранта, и уже там родилась вторая – Галя. Мария устроилась работать на стройку, была бригадиром, ходила в передовиках, ее фотография постоянно украшала Доску почета. Дома также царили мир и лад. Несколько раз приезжали и на родину, здесь окрестили детей. Крестной мамой Галочки стала старшая сестра Марии – Елена. Так пролетели неполные одиннадцать лет. А потом… Потом вдруг перестало биться сердце Марии, и покинула она молодого мужа вдовцом, а двух девочек сиротинками.

Обезумев от горя, поехала из Колоной на край света Мариина мать. Хоронить свою кровиночку в самом расцвете лет – дело немыслимое, а там, как оказалось, и кладбища еще не было. Хоронили умерших в скалах. А про католический храм (да и православный) и речи быть не могло. Город только начинал строиться, да и вовсе по тем временам религия была под запретом. Все было так, да только мать никак не могла смириться, что ее дитя не будет похоронено по католическому обычаю, не отпето в святом храме. Но как это сделать? Мать горячо молилась, стоя на коленях у гроба дочери, просила у Господа помощи. И она пришла.

Отправить в последний путь свою работницу пришли руководители строительной организации, где работала Мария. Увидев убитую горем мать, они стали утешать ее, предлагали финансовую помощь. А она, уцепившись за их искреннее участие, как за соломинку, попросила дать машину, чтобы отвезти дочь на родину. И те согласились. И машину дали, и сопровождение. Ей очень хотелось забрать и маленьких внучек, но отец был категорически против. Он не отдал дочерей. Он не мог позволить отнять у него единственное, что осталось от их былого с Марией счастья. Спорить и требовать бабушка не посмела, она тоже понимала зятя и уступила.

Первое время они еще поддерживали связь, но недолго. Тадеуш снова поменял место жительства и с нового адреса уже не написал. Письма, которые писала бабушка внучкам, возвращались обратно. Так оборвалась ниточка, оборвалась на долгие тридцать восемь лет.

Зов предков

Девочки выросли. Встретили своих суженых, вышли замуж, родили детей. И все-то было бы хорошо, да вот все чаще не давала покоя мысль, что ни разу за долгие годы не были у могилы матери, что вообще не ведают, где находится тот холмик, под которым нашла она свой последний приют.

Спросить не у кого. Дедушка с бабушкой к тому времени умерли, а пять лет назад не стало и отца.

Единственной зацепкой были смутные воспоминания о том, что когда-то рассказывал отец. Кажется, речь шла о Свислочском районе Гродненской области. И начались поиски. Муж Галины Дмитрий нашел в интернете сайт Свислочского райисполкома, и туда полетело полное надежды письмо.

«Здравствуйте, меня зовут Галина Тадеушевна Аникей. Я проживаю в России в Ленинградской области, город Выборг. Пишу вам с надеждой разыскать сведения о моей семье. Мой дедушка Аникей Ксаверий Станиславович родился в 1897 году в д. Рожки Свислочского района Гродненской области. Позже проживал в д. Малая Колоная. Был арестован 27 декабря 1944 года, ему вынесли приговор: 15 лет каторжных работ и 5 лет поражения в правах, т. е. репрессировали. В 1956 году он уехал из ссылки в Карелию в г. Пудожь. У нас практически нет сведений и о бабушке Судникович Марии Казимировне, известно только, что до ареста дедушки они проживали в д. Малая Колоная, у них было трое детей: Янина, Казимир и Тадеуш (наш отец). Папа наш уже умер в 2005 году, его сестра Янина тоже. Казимир же по слухам остался жить где-то в вашей местности, но точно неизвестно.

У меня к вам большая просьба, подскажите, где и как я могу получить копии документов о рождении моего деда Аникея Ксаверия Станиславовича, документы, подтверждающие его польское происхождение, записи о крещении в костеле или что-нибудь еще. А также хоть какие-нибудь сведения о его сестре Янине и брате Казимире.

И еще хочется добавить. Наша мама (в девичестве Болбот) умерла, когда мне было шесть лет. Я смутно помню ее. Моя сестра Валя помнит, что приезжали родственники из Беларуси, откуда именно – неизвестно, забрали тело матери и увезли с собой. Мы до сих пор не знаем, где она похоронена, возможно, где-нибудь у вас в районе. Очень хочется разыскать ее могилу.

С уважением Галина Тадеушевна Аникей».

Как только на сайте было обнаружено это письмо, председатель райисполкома О. М. Таргонский распорядился всем председателям поселкового и сельских Советов, а также начальнику отдела ЗАГС оказать содействие в поиске сведений о родственниках Г. Т. Аникей.

Поиск быстро увенчался успехом. Основные данные нашлись в отделе ЗАГС, и его начальник Л. О. Сергеева отправила в Выборг письмо, в котором сообщила о результатах поиска. Кроме всех официальных документов нашлись и живые родственники. В частности, в д. Сокольники проживает родная сестра матери Елена Иосифовна Андрушко (в девичестве Болбот). Она и сама все эти годы пыталась разыскать племянниц, писала на передачу «Жди меня», но безрезультатно.

Каковы же были удивление и радость, когда с ней связалась Людмила Олеговна и сообщила о местонахождении ее родных.

Контактный телефон был отправлен и племянницам. И однажды в доме Елены Иосифовны раздался телефонный звонок…

Тридцать восемь лет спустя

К тем берегам, где корни прорасталиОни договорились, что приедут к ней погостить в сентябре. Слово свое сдержали. 17 сентября из России в Сокольники приехали дорогие и желанные гости. Уютный дом Елены Иосифовны, который после смерти сына Сергея был погружен в траур, наполнился голосами, ожил, засиял всеми красками. Как радовалась она, как суетилась, чтобы достойно встретить долгожданных племянниц, как не могла натешиться общением с ними. А они... Они были в таком изумлении, в таком восторге от этой встречи, что теряли слова, и только слезы радости стекали по щекам.

В тот же вечер они посетили католическое кладбище в Порозово, поклонились могиле матери. На следующий день решили отдать дань уважения О. М. Таргонскому, работникам отдела ЗАГС, благодаря которым так оперативно были найдены все ответы на мучившие вопросы. Тепло и радушно встречали гостей-россиян двоюродные братья, сестры, племянники. Оказалось, что их очень много и все такие гостеприимные, такие щедрые. Каждый день был расписан по минутам. Несколько из них они посвятили и нам.

Впечатления

Вот мы сидим в большой уютной комнате у Елены Иосифовны, и две симпатичные женщины рассказывают, как встретила их тетя, как приняли в райисполкоме, и вообще делятся своими впечатлениями о Беларуси.

– Мы просто потрясены, – восклицает Галина Тадеушевна. – Мы ехали сюда и никого не знали, а теперь такое впечатление, что здесь в каждом доме наша близкая родня. Настолько добродушно к нам отнеслись все, с кем мы встречались, настолько искренне и душевно, мы не ожидали такого. На следующий год обязательно приедем с детьми.

– Нам хочется искренне поблагодарить Олега Мечиславовича Таргонского, – поддерживает ее сестра Валентина Тадеушевна. – Удивительно, что в потоке всех дел, которых у руководителя множество, он нашел время, чтобы проникнуться нашими проблемами, встретиться с нами, поговорить. Таких руководителей встретишь нечасто. И вообще, глядя вокруг, мы во всем видели его хозяйскую руку и не переставали удивляться. В деревнях проложен асфальт – это просто чудо какое-то, а какие добротные домики строятся для сельчан. Словом, все делается во благо человека, и это не просто слова.

– Мы как только въехали на территорию Беларуси, так сразу почувствовали разницу, – дополняет сестер муж Галины Дмитрий. – Дороги просто замечательные, везде чистота и порядок. Мы были просто в изумлении, проезжая по лесным дорогам и не видя на обочинах гор мусора. У нас это обычное дело. Нам здесь все понравилось. Люди улыбчивые, добродушные, гостеприимные. Словом, столько впечатлений, что невозможно рассказать. По всему этому можно судить и о руководителе страны. У него все на своих местах, везде порядок, как и подобает настоящему хозяину. Мы очень рады, что приехали сюда.

P. S. Удивительное совпадение. Валентина с Галиной приехали на родину матери и отца ровно через 49 лет после их венчания. Через год, 18 сентября, Тадеуш и Мария Аникеи отметили бы свою золотую свадьбу…

Ядвига КОБРИНЕЦ.

Фото из семейного архива и Григория ШИРЯЕВА.

На снимках: в гостях у тети Е. И. Андрушко; Тадеуш и Мария Аникей; у могилы матери.

Предыдущая статья

Ждем новых конкурсов
Похожие новости