banner

Пока жива — надежду сохраню…

30 Июля’10
2283

Пока жива — надежду сохраню…В их семейном альбоме среди множества фотографий есть одна, где вместе сняты Елена и Юрий. Снимок сделан давно, сразу после свадьбы. На нем Елена совсем молоденькая, с распущенными волосами и милой улыбкой, такой же молодой да бравый Юрий. Красивая пара!

А сверху, над снимком, Елениной рукой написано четверостишие:

Когда меня не станет,

Я и тогда надежду сохраню,

Что нас двоих рассвет

еще застанет

Там, в небесах, на белом берегу…

Что побудило восемнадцатилетнюю Елену, у которой жизнь еще только начиналась, написать эти строчки, сказать сложно. И никогда не думала она, что спустя два десятилетия они станут пророческими. Для мужа… Вот уже пять лет, как нет его на свете, и лишь с большого портрета, окаймленного на уголке черной лентой, смотрят его глаза, такие родные, такие теплые… А рядом портрет сына Алексея. Они, отец и сын, теперь вместе, «на белом берегу»… Елена воспитывает детей одна и, как любая мать, лелеет надежду, что все они вырастут здоровыми, крепкими и обязательно счастливыми…

Елена старается не плакать, рассказывая мне о том, как они с Юрой познакомились, как один за другим появились четверо деток: три сыночка и лапочка-дочка. О том, каким хозяйственным и заботливым был муж, как любил Юра детей, как они любили его, как жилось им всем вместе под крышей уютного дома.

– Я после школы мечтала поступить в медучилище, но провалилась на экзаменах и вернулась домой. Устроилась на комплекс, он тогда еще только начинал работать. Несколько месяцев поработала и однажды с парнем познакомилась. Он с братом приехал в Хоневичи. В понедельник познакомились, а в четверг уже заявление подали. У родителей шок был от моего «скоропостижного» замужества, но перечить не стали, свадьбу сделали хорошую. Нам было отмерено жить вместе ровно двадцать лет. Хорошие это были годы, счастливые… – Елена прячет в ладони лицо и замолкает, плечи ее вздрагивают от нахлынувших слез. Я чувствую себя неловко от того, что разбередила свежую рану. А Елена через несколько минут продолжает: – Это в марте случилось. В тот день я на собрании была, а Юра машину ремонтировал. Под машиной лежал и что-то чинил. Она его и придавила. Наш сынок Коля был дома, он первым увидел, что случилось с отцом, крик поднял, на помощь позвал. Но пока прибежали соседи и подняли машину, уже было поздно. Ему еще и сорока не было…

 Горькая это была весна для Елены. В тридцать восемь вдовой осталась с четырьмя детьми, младшей дочке только десять исполнилось. Ох и трудно было, ох и горько…

 А осенью того же года в их доме раздался телефонный звонок.

– Алло, это квартира Даськовых? – послышался в трубке приятный женский голос.

– Да.

– Вас беспокоят из приюта. У нас мальчик появился, Антон Даськов. Может быть, это ваш родственник?

– Я знала, о ком идет речь, – говорит Елена. – Его мама была женой Юриного брата. Он тоже умер в молодом возрасте. Двое деток у них было. После смерти мужа она замуж выходить не стала, но жила с одним человеком и родила от него сына. Поскольку брак был не зарегистрирован, то мальчик стал носить фамилию матери – Даськов. К сожалению, век его мамы был тоже коротким. Она внезапно умерла, покинув мальчика одного. Ему было только восемь лет, когда осиротел. Вы знаете, у нас даже сохранилась фотография, где мы сняты вместе с ней. Антоша часто ее рассматривает, – Елена находит в альбоме нужную фотографию. Со снимка смотрят две молодые красивые женщины, две Антошкины мамы…

– Меня тогда спросили, согласилась ли бы я взять Антошу к себе? Он, говорят, хороший мальчик, добрый, спокойный. И я согласилась. После короткого семейного совета с детьми поехала навестить мальчика. Пришла в приют и сразу его узнала. Он был таким маленьким, черненьким, смугленьким мальчиком. У меня прямо сердце сжалось. Он сразу ко мне потянулся. И очень скоро стал называть мамой. Дети, правда, первое время немного ревновали, а потом привыкли. Живут дружно.

Ноющая боль в сердце немножечко поутихла. Елена щедро делилась с осиротевшим мальчиком своим теплом и старалась дать ему как можно больше заботы и внимания. Он платил ей, как умел, детской любовью и нежностью. Но следующая весна готовила для Елены еще один страшный «подарок». В пору апрельского цветения, когда все вокруг пробуждалось от зимнего сна и тянулось к жизни, нелепая и страшная смерть отняла у матери старшего сына Алексея. Его жизнь оборвалась в девятнадцать. Задохнулось от боли материнское сердце, онемела от слез душа, потускнели от слез глаза. Как выдержала? Как выстояла? Как выжила? Один Бог знает. Он и помог Елене, дал силы не сломаться под невыносимой тяжестью горя. Вот уже четыре года минуло, как нет с ними Алеши. Но он по-прежнему живет в сердцах братьев, сестрички, мамы, бабушки. И пока эта память жива, присутствие Алеши будет почти осязаемым.

Минуло четыре года. И вновь в их доме раздался телефонный звонок.

– Елена Михайловна? Вас из приюта беспокоят. Хотим вам предложить взять на воспитание еще одного мальчика. Вы согласны?

Она была согласна. Поддержали и дети. Только Настюша сперва недовольной была. Дескать, одни мальчики, можно было бы и девчонку взять. Но потом сообразила, что с девочкой придется делиться всем своим “богатством”, а это косметика, украшения, разные девчоночьи безделушки. Ладно, согласилась Настя, пусть будет мальчишка. И у них в доме появился Владик. Этот озорной глазастый малыш заполнил собой весь дом, и его звонкий голосок слышно одновременно во всех уголках. Уж такой неугомонный, что Елена прямо диву дается. А он со всей своей детской непосредственностью и доверчивостью тянется к новой маме, обнимает ее за шею и охотно рассказывает мне, как хорошо ему здесь живется. А Елена Михайловна с теплотой говорит о детях, о том, какие они добрые, хозяйственные, послушные.

– Володя наш уже свою семью имеет. Живет в Свислочи, растят с женой малыша. Коля закончил 9 классов. Смерть папы и старшего брата вывернула всю его душу. Он потянулся к Богу. Каждое воскресенье ездит в Лысково в церковь. Прислуживает батюшке, в колокола звонит. Читает Слово Божие, искренне верит в Него. Настя – моя помощница во всех делах. Добрая, отзывчивая девочка, любит рисовать, плести бисером. Антошка у нас заядлый рыбак. Его хлебом не корми, дай с удочкой посидеть. А Владик еще маленький, ему только четыре годика. Я всех их люблю, они для меня все родные, я не делю на своих и чужих. А к тому, что в доме много детей, я привычна. Нас у мамы было шестеро. Теперь у нее аж 26 внуков, учитывая и приемных. Вот какая у нас богатая бабушка!

Словно чувствуя, что речь идет о ней, бабушка не заставляет себя ждать и появляется на пороге вместе с двумя внучатами: Сашей и Антошей. Услышав, что скоро придет фотограф, малыши тоже изъявили желание сфотографироваться, потянув за собой бабулю. А почему бы и нет! Вот какой замечательный снимок получился!

Ядвига КОБРИНЕЦ.

Фото Григория ШИРЯЕВА.

P. S. Сегодня у Елены Михайловны день рождения. Чтобы сделать маме хороший подарок, дети много дней собирали в лесу лисички и ягоды. На вырученные деньги купили микроволновку и йогуртницу, а Антошка еще и духи от себя лично решил преподнести. С днем рождения, Елена Михайловна! Живите долго и счастливо!

Предыдущая статья

В жизни главное — ЖИЗНЬ!
Похожие новости
24 Февраля’21
1232
Пажылыя – пажылым
15 Мая’20
3092
Мечты сбываются