Профессиональный подход. Всё о преимуществах целевого обучения и получении престижной специальности

02 Июля’25
319


Вступительная кампания в самом разгаре, и первыми в вузы поступают целевики. Испытания для них назначены на 4 – 10 июля. Узнать о зачислении можно будет до 12 июля. Горячая пора нынче и для тех, кто решил освоить рабочие специальности и получить профессионально-техническое образование. Документы у них начали принимать еще 15 июня и продолжат до 23 августа (а в некоторых лицеях и колледжах, есть вероятность, и до 15 сентября). Разбирались вместе со специалистами, в чем преимущество целевого набора, как правильно выбрать профессию и насколько востребованы сейчас рабочие специальности.



Сказано­

Президент Беларуси Александр ­Лукашенко:

– Мы будем инженерные, рабочие специальности поднимать на самый высокий уровень. Потому что это государству надо, это стратегия. Если мы этим не будем заниматься ­сейчас, то завтра будет не до ­гаджетов.

Во время общения со студентами вузов Витебской области на «Открытом микрофоне с ­­Президентом» в Витебском государственном университете, 2 сентября 2024 года.

Их цель ясна!

Ряд абитуриентов даже знают, куда придут в будущем работать. Речь о целевиках. Обязательное условие подачи ими документов  –  наличие договора, подписанного абитуриентом и организацией  –  заказчиком кадров, а по большинству специальностей также требуется, чтобы средний балл документа об образовании был не ниже 7. Не распространяется эта норма лишь на наиболее востребованные экономикой специальности.

–  На целевые места в университеты и колледжи можно поступить практически по всем специальностям – по заявкам организаций в этом году в вузы выделено свыше 6,5 тысячи мест, – отмечает начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Пищов. – Отдельный конкурс, индивидуализация учебы, гарантированное место работы после защиты диплома – вот самые важные преимущества обучения на условиях целевой подготовки. 



Кроме того, уже с первого курса у таких студентов, можно сказать, персонализированный процесс обучения. Темы курсовых, дипломной работы, практика будут связаны с организацией-заказчиком. Наниматель по мере возможности станет погружать студента в те задачи, которые он будет решать на этом предприятии после окончания вуза. На свое первое рабочее место выпускник придет подготовленным. 

Процесс адаптации в таком случае сокращается в несколько раз. Многим успешным в учебе студентам-целевикам заказчики порой назначают именные стипендии. Наниматели заинтересованы получить этого специалиста в свой штат и всячески его поддерживают. Да, выпускник вуза должен отработать пять лет. Но пусть этот срок не пугает будущих студентов: это период становления молодого специалиста в компании, возможность усилить свои профессиональные компетенции и продвинуться по карьерной лестнице. Причем у целеустремленных ребят есть шанс заключать договоры на целевую подготовку с любым предприятием страны. Это значит, проведя сегодня качественную работу, они завтра смогут там работать. 

Времени на раскачку нет

Важный вопрос, который беспокоит других абитуриентов и их родителей: а не вырастет ли из-за целевиков конкурс для всех остальных? В Минобразования акцентируют: общий и целевой конкурсы не пересекаются. Мало того, целевые места, которые не будут заполнены, перейдут на общий конкурс. Больше всего целевых мест традиционно утверждается на медицинские, педагогические, инженерные, сельскохозяйственные специальности.

Соотношение квот на целевые и бюджетные места на определенные специальности может разниться. К примеру, в медицинских вузах число целевиков в последние годы доходит до 80 процентов от бюджетного приема. Это, подчеркивают в Министерстве образования, говорит о том, что учреждения здравоохранения, Министерство здравоохранения действительно уделяют особое внимание кадровой безопасности отрасли и прилагают все усилия для того, чтобы ее обеспечить. Такая же задача решается и Минсельхозпродом. Продовольственная безопасность страны  –  важный аспект, который необходимо обеспечивать, без высококвалифицированных кадров сделать это невозможно.

–  Целевое обучение предполагает подготовку будущих кадров для предприятий, госведомств, – напоминает аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. – Таким образом вузы готовят крайне востребованных нашей экономикой специалистов. В процессы хозяйственной деятельности предприятий они включаются со второго, третьего курса, и такая система показывает свою максимальную эффективность.



Каждый год идет изменение технологий, производства. Важно, чтобы смена трудовых поколений происходила крайне мягко для всей национальной экономики, чтобы не было каких-то рывков, потерь навыков, умений, квалификации, чтобы старшее поколение передавало свое видение, наработки, понимание следующему поколению. 

Быстрый выход на рынок труда

Актуальным нынче остается вопрос и рабочих рук. Ректор Республиканского института профессионального образования Валерий Голубовский подчеркивает: профессионально-техническое образование раньше для многих считалось запасным вариантом, сейчас его рассматривают как быстрый выход на рынок труда.



 – За 2 – 3 года можно получить профессию и начать зарабатывать уже на втором и третьем годах обучения во время практики на предприятиях, пока сверстники только учатся в университете, – обозначает он.  –  Кроме того, по всем специальностям на базе колледжей созданы центры компетенций с самым современным оборудованием и технологиями, которые только начинают появляться в массовом производстве, а учащиеся колледжа уже осваивают их. Это позволяет подготовить кадры с опережением для экономики будущего. Не надо забывать и тот факт, что выпускники колледжей могут освоить профильные образовательные программы в вузы по сокращенной программе: в течение трех лет. 

Миф о том, что рабочие  –  это непрестижно и малооплачиваемо, давно устарел. Представители рабочих профессий могут очень прилично зарабатывать. Но при условии, что профессия освоена на высоком уровне профессионального мастерства. Например, повар может зарабатывать до 3000 рублей, сварщик  –  до 4500, электромонтажник  –  до 6000, водитель-международник  –  до 7000 рублей. Только учитываем, что все эти специалисты с высоким уровнем квалификации. 

К выбору профессии важно подходить ответственно. Выпускникам 9‑х и 11‑х классов сначала следует пройти профессиональную диагностику и выявить склонность к определенному роду деятельности, профессии. Рекомендуем использовать цифровую платформу «ПрофиТест» – она разработана сотрудниками РИПО. Каждый желающий может продиагностировать себя совершенно бесплатно. Структура платформы «ПрофиТест» состоит из четырех тестов. В результате молодой человек получает перечень профессий, в которых больше всего шансов на успех, а также соответствующий уровень образования.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Район заинтересован в целевом обучении»

Татьяна Гжещик, начальник отдела организационно-кадровой и юридической работы Свислочского райисполкома:



– В Свислочском районе проводится определенная работа по укреплению кадрового потенциала. Мы считаем, что кадры являются основой социально-экономического развития. Наши основные задачи – это, конечно, обеспечить государственные органы, организации квалифицированными кадрами, создать условия для повышения ответственности за решение задач социально-экономического развития. А главная наша цель – сохранить эти кадры, чтобы побольше молодых свислочан возвращалось на малую родину, а те, кто приехал по распределению, приросли к свислочской земле душой.

Район заинтересован в целевом обучении, так как это способ обеспечить себя кадрами, востребованными на местном рынке труда. За 2024 год в районе заключено 19 договоров о це левой подготовке. Безусловно, целевое обучение предоставляет ряд преимуществ, включая отдельный конкурс для поступления, денежную поддержку от работодателя и гарантированное трудоустройство. Радует, что наши студенты-целевики не упускают свой шанс и пользуются этим. Многое, конечно, зависит от руководителя организации или предприятия: если он заинтересован в хорошем результаме, чувствует ответственность за то дело, над которым поставлен, то обязательно будет растить кадры, создавать условия, необходимые для их формирования, а имеющиеся – ценить и беречь.

Предыдущая статья

«125 добрых дел» в Доброволе