banner

Как набрать максимальные баллы на ЦТ?

08 Февраля’21
468


Ежегодно Республиканский институт контроля знаний проводит репетиционное тестирование, которое помогает абитуриентам узнать примерное содержание тестов, оценить свой уровень знаний по предмету. В настоящее время выпускники учреждений образования района участвуют во втором этапе тестирования. 

Хочется отметить, что пробное испытание учит распределять время на выполнение теста, правильно заполнять бланк ответов и становится своеобразной психологической тренировкой перед предстоящим централизованным тестированием. 

Конечно, будущим выпускникам желательно поучаствовать в РТ, так как там используются задания, похожие по структуре и содержанию на те, что будут в ЦТ 2021 года. Проходя этапы РТ, ребята тем самым готовят себе прочный фундамент из необходимых знаний и умений. 

На сайте РИКЗ размещена спецификация ЦТ-2021. Выпускникам следует обратить внимание на новшества этого года. Так, например, по всем предметам, кроме русского языка и белорусского языка, поменялось количество заданий в частях А и В. Второй этап РТ проводится в соответствии с новой спецификацией. В Свислочском районе он стартовал 30 января. У старшеклассников есть еще возможность проверить свои знания по всем учебным предметам 20 февраля, 21 февраля – по физике, математике, биологии и иностранному языку. Третий этап тестирования пройдет в марте и апреле.

Репетиционное тестирование организуется на базе СШ № 2 им. Н. П. Массонова г. Свислочи.

В первом этапе РТ в лидерах по количеству учащихся оказалась математика – 36, по русскому языку проверить свои знания захотели 34 юноши и девушки, на десять человек было меньше по белорусскому языку – 24, столько же участников – 24 – по английскому языку, по 12 выпускников оказались на биологии и физике, обществоведение сдавали 11 старшеклассников, химию – 10, историю Беларуси – 3. 

Репетиционное тестирование дарит выпускникам уникальную возможность отработать технологию тестирования, оценить свои силы, а также увидеть пробелы в знаниях. Почему же, пройдя все этапы РТ, усиленную подготовку, ребята не получают заветные баллы на централизованном тестировании? Многие попадаются на элементарных вопросах. Чтобы помочь нынешним выпускникам избежать разочарования, специалисты Республиканского института контроля знаний рассказали о самых популярных ошибках, которые допускали учащиеся на тестировании.

Белорусский язык

Более 50% поступающих ежегодно допускают ошибки в заданиях на правила склонения, правописания и употребления числительных. Например, правописание сложных количественных числительных пяцьдзясят–восемдзясят. Часто не находят ошибки в числительных дзевятнадцаць, двадцать (правильно: дзевятнаццаць, дваццаць), не знают правописание дробных чисел с первыми частями «дзве», «тры», «чатыры»: дзве пятыя, тры чацвёртыя, чатыры сёмыя. 40 % участников напрасно посчитали, что собирательные числительные пяцёра, сямёра написаны неверно. Ошибаются абитуриенты и в части В, когда находят ответ, но записывают его неправильно.

Русский язык

При выполнении теста по русскому языку у поступающих вызывают затруднения следующие задания: выбор н или нн в краткой форме прилагательного, образованного от глагола. Например, в конструкции сюжеты интересны и запутанны большинство абитуриентов ошибочно указывали в слове запутанны одну букву н. Неправильное употребление собирательных числительных с существительными также часто встречается среди ошибок. Нельзя сказать трое сотрудниц или четверо выпускниц, потому что числительные «трое» и «четверо» не употребляются с существительными женского рода (правильно: три сотрудницы, четыре выпускницы). Также вызывают затруднения правописание сложных прилагательных (например, белокаменный пишется слитно, а не через дефис), употребление формы повелительного наклонения глагола (так, правильная форма глагола – приляг, вместо приляжь), употребление слов, близких по звучанию (верно – военное училище, а не воинское).

Математика


Распространенная ошибка при решении тестовых заданий на прямое применение формул – подмена правильной формулы неправильной или несуществующей. Например, площадь трапеции заменяют формулой площади прямоугольника или квадрата; площадь сферы – формулой площади круга, а объем цилиндра – формулой площади боковой поверхности цилиндра.

 Во всех текстовых практико-ориентированных задачах содержатся реальные данные, которые можно использовать при проверке решений. Однако среди полученных ответов, которые характеризуют собственную скорость катета (в км/ч), количество яблок в корзине, время работы (в минутах), есть отрицательные числа или выражения, а также число 0. При выполнении геометрических задач нужно помнить, что длина отрезка, площадь фигуры, объем тела не могут равняться отрицательному числу.

 Решая стереометрическую задачу, ребята не могут сделать наглядный рисунок по условию задания. Также часто абитуриенты не выполняют проверку корней, полученных при решении уравнения-следствия: из-за этого они имеют либо потерянные корни, либо посторонние. Реализуя метод интервалов при решении рациональных неравенств, неверно находят область определения, нули и промежутки знакопостоянства функции.

Физика

Анализируя результаты абитуриентов, специалисты определили, что они не умеют применять соответствующие теоретические знания из курса математики (например, работать с векторными физическими величинами, производить арифметические операции с простыми дробями); недостаточно хорошо владеют методами, приемами, алгоритмами решения физических задач; не обращают внимания на размерность входящих в формулу физических величин; не анализируют имеющиеся в задачах графики, схемы, рисунки; не умеют применять программный материал в незнакомой ситуации и решать задачи, отличающиеся от стандартных.

Обществоведение

В разделе «Человек. Общество. Культура» абитуриенты путают типы темперамента и характера. В разделе «Социальная сфера» ключевыми понятиями являются – социализация личности. Типичная ошибка в разделе «Экономическая сфера» – тестируемые не различают государственную, кооперативную и коллективную собственность. Выделяя субъектов гражданско-правовых отношений, они путают понятия гражданской правоспособности и дееспособности.

Английский язык


Среди типичных ошибок можно назвать неумение различать Past Simple и Present Perfect, Past Simple и Past Perfect, Present Perfect и Past Perfect, употребление глагола в действительном залоге вместо страдательного и наоборот. Применяя предлоги английского языка, экзаменуемые часто не учитывают тот факт, что смысловые значения, передаваемые предлогами в родном и английском языках, далеко не всегда совпадают. 

При проверке знаний основных способов словообразования и навыков их применения в части В абитуриенты попадаются на элементарных заданиях: переписывают предложенные опорные слова в бланк ответов без необходимых преобразований; из-за незнания аффиксов разных частей речи образовывают несуществующие в языке слова; не видят разницы между формообразованием (грамматическая трансформация) и словообразованием (лексико-грамматическая трансформация), поэтому указывают в качестве ответа грамматические формы опорных слов; не знают орфографические особенности добавления аффиксов; заполняют пропуски лексически неподходящими словами, несмотря на наличие опорного слова в скобках, а также допускают орфографические ошибки, заполняют пропуски не одним, а несколькими словами, что противоречит инструкции к заданию.

В разделе «Чтение» экзаменуемые невнимательно относятся к контексту, не умеют выделять ключевые слова и предложения и опираться на них, выбирают ответ исходя из личного опыта, а не из содержания предложенного текста (вариант ответа может быть правильным и логичным, но не отвечать на вопрос). При восстановлении структурно-смысловых связей текста абитуриенты неправильно соотносят реферируемые слова в тексте и пропущенных фрагментах; не проводят анализ лишних текстовых фрагментов для того, чтобы убедиться, что они не подходят для восполнения ни одного из предложенных пропусков.

Более подробный разбор ошибок, а также информация по другим предметам ЦТ опубликована на сайте www.sb.by

Надеемся, что участие в репетиционном тестировании, а также анализ самых распространенных ошибок по учебным предметам на централизованном тестировании, которые допускают абитуриенты из года в год, позволят нынешним выпускникам более осознанно подойти к выбору будущей специальности, обратить внимание на проблемные моменты и избежать ложных шагов. 

Подготовила Снежана ЖУРНЕВИЧ

Предыдущая статья

За суткі ў Беларусі зарэгістраваны 808 пацыентаў з COVID-19, выпісаны 526