Информация о грядущих изменениях в Кодексе об образовании Республики Беларусь вызвала немало жарких дискуссий как среди родителей, так и среди учителей. Особенно новость о новом возрасте для первоклашек: в школу разрешат идти с 5 лет. Мнения по этому поводу можно услышать весьма разные и порой неоднозначные. «Судя по опыту наших знакомых, даже в 6 лет ребенку тяжело освоить школьную программу, – негодует мама 5-летнего ребенка Светлана. – Даже в мыслях нет поступить так со своим сыном. Мы еще в машинки не наигрались, какая школа?» Но есть и родители, которые в силах своего пятилетнего чада более чем уверены. «Дочь читает с четырех лет, зачем ждать шести или семи? Раньше пойдет в школу, раньше ее окончит. Зачем терять время?» – уверена мама 5-летней Тани Наталья.
Нашими экспертами по разъяснению нововведений в кодекс выступили педагоги-профессионалы: методист РУМК отдела образования, спорта и туризма райисполкома Марта Богдановна МИХАЛЬЧИК, учитель начальных классов СШ № 3 г. Свислочь Светлана Николаевна ПЕКАРЬ, педагог-психолог СШ № 3 Роман Васильевич ТУМИЛОВИЧ, заместитель заведующего по основной деятельности яслей-сада № 2 г. Свислочь Наталья Васильевна СЕМЕНЯКО и дошкольный психолог Елена Николаевна ХМУРЧИК. Поделились своими мнениями и родители шестилеток: Надежда Сергеевна КОТ и Ольга Анатольевна ЛЫСЕВИЧ.
– Чем же вызвана необходимость изменений в Кодексе об образовании и как будет проходить прием 5-летних детей в первый класс?
– Действительно, вокруг этого вопроса поднялся большой ажиотаж. Но многие не обратили внимание на ключевые слова в поправках: «по желанию родителей». В новой редакции Кодекса об образовании возможность приема в первый класс предусмотрена с разрешения учредителя учреждения образования. То есть речь идет лишь об иной процедуре оформления пятилетних первоклассников. Если раньше для того, чтобы получить разрешение на обучение в первом классе с 5 лет, нужно было письменное разрешение Министерства образования, то сейчас родители смогут получить разрешение на прием в школу после коллегиального решения директора школы и компетентных специалистов. Таким образом будет реализован индивидуальный подход к каждому ребенку в плане его готовности (как физической, так и психологической) к школе.
Сегодня родители сами начинают обучать ребенка грамоте, письму и счету. Наблюдая, как малыш проявляет активность и хорошо усваивает материал, они считают это предпосылками того, что ребенок готов пойти в школу. Но, к сожалению, практика показывает, выводы родителей зачастую оказываются ошибочными. Надо объективно оценивать и способности ребенка, и уровень уже имеющихся у него знаний, и его здоровье.
– Зачастую именно родители больше мотивированы на учебу в школе, нежели их ребенок. Мы часто пытаемся реализовать через детей наши собственные планы и амбиции…
– Я мама двух дочерей. Старшей 12 лет, а вот младшей Ульяне не хватило 5 дней, чтобы пойти в школу с шести лет. Но я не жалею о том, что ребенок ходит в подготовительный класс. Ей нравится играть, порой очень трудно усидеть на одном месте. К тому же Ульяна очень эмоциональна, тяжело переживает свои неудачи. Посещая подготовительный класс, дочь становится более самостоятельной, начинает осознавать ответственность, которую предполагает учеба в школе.
– Речь идет о воспитаннице нашего учреждения. Действительно, с 3-х до 6 лет дети живут в мире игры.Именно игровая деятельность является ведущей в познании окружающего мира. В 5 лет у ребенка не сформировано произвольное внимание, слабо развита моторика руки, ему тяжело сидеть за партой больше 15 минут… У меня 30-летний опыт работы с дошкольниками, и за все это время был только один мальчик, который пошел в школу из средней группы.
– Наши дети все разные. Родителям следует знать о том, что помимо физической готовности к школе, у малыша должны быть сформированы и другие ее виды: мотивационная (желание идти в первый класс), интеллектуальная (способность усваивать учебный материал), эмоционально-волевая и психологическая (проявлять усидчивость, адекватно реагировать на неудачи, смена ведущей игровой деятельности на учебную и т.д.).
– Я мама учащейся 1 класса СШ № 3. г. Свислочь. Юле исполнилось 6 лет в июле. Иногда при выполнении школьных заданий у нас возникают некоторые трудности. Девочке бывает сложно сосредоточиться, не хватает усидчивости. Я сделала вывод, что дочку нужно было отдать годом позже.
– Я против того, чтобы дети шли в школу с пяти лет. В моей педагогической практике были случаи, когда ребенок приходил в первый класс, и только через несколько дней ему исполнялось 6 лет. Между ним и его одноклассниками чувствовалась большая разница в усвоении учебного материала. Исходя из опыта, могу утверждать, что главным фактором, влияющим на успешность обучения ребенка, является его физическое здоровье, которое неразрывно связано с психическим развитием. Категорически нельзя отдавать в 5 лет часто болеющих детей, если ребенок родился недоношенным.
– А если сложится ситуация, когда в одном классе окажутся и пятилетний, и семилетний ребенок?
– Сочетать физические и интеллектуальные возможности с такой разницей в возрасте очень сложно. Умение концентрироваться и общаться в этих возрастах у детей абсолютно разное.Отсюда случаи, когда в старших классах ученик ведет себя не совсем типично, не может наладить общение со сверстниками, потому что в то время, когда у одноклассников главным видом деятельности были межличностные отношения, у этого ребенка на первом месте была усиленная учебная деятельность. Если хочется подтолкнуть ребенка вверх в плане образования, гораздо гуманнее отдать его в школу с 6 лет, и если он будет показывать выдающиеся результаты, сможет «перепрыгнуть» через класс.
– Нужно ли заранее готовить ребенка к школе?
– Подготовка будущих первоклашек происходит в подготовительных классах. Ребенок привыкает к школьной обстановке, к тому, что есть авторитетный педагог. Его развивают в игровой форме. Но важно не переусердствовать. Если дома у ребенка нет желания получать дополнительную информацию, заставлять его зубрить азбуку не стоит. Такая «гиперподготовленность» даст обратный эффект. Пропадет стремление к получению знаний, а на уроках из-за того, что ребенок и так знает больше сверстников, он просто перестанет учиться.
– Кто больше страдает от школьной нагрузки в первом классе – мальчики или девочки?
– Мальчики. У девочек есть одна особенность: психологическое развитие может опережать физиологическое, либо при интенсивном физиологическом развитии происходит и соответствующее психологическое развитие. Они могут быстрее адаптироваться к новым условиям. Но что касается детей обоих возрастов, в 5 лет у них не развита моторика руки. А от этого напрямую зависит развитие интеллекта. Чем лучше развита моторика, тем лучше развивается интеллект.
Резюмируя наш разговор, можно сделать конкретные выводы.
Полные 6 лет могут считаться оптимальным возрастом для того, чтобы ребенок пошел в первый класс. Если речь идет об очень одаренных детях, такого ребенка можно раньше отдать в школу, но только после предварительной консультации со специалистом (психологом). При этом мальчиков в школу лучше отдавать позже, чем девочек.
Активность и любознательность не являются показателями готовности ребенка к школе. Своевременная психологическая диагностика поможет родителям принять правильное решение. Важно не лишать ребенка детства.
Екатерина ДУДКО.
Фото Григория ШИРЯЕВА.