На базе СШ № 2 им. Н. Массонова г. Свислочь прошел семинар «Здоровьеформирующая направленность образовательного процесса». Приглашались на него директора учреждений образования района и их заместители.
До начала пленарного заседания участники семинара побывали на открытых уроках.
Интегрированный урок по географии и химии в десятом классе на тему «Анализ качества продукции отдельных отраслей пищевой промышленности и перспективы ее развития» провели учитель географии В. Ф. Осиюк и учитель химии А. А. Личик. Сама тема урока уже предполагала здоровьесбережение. В целом урок способствовал формированию потребительской культуры. Ребята не только получили какие-то сведения, но и приобрели практические навыки как потребители. Они ознакомились с воздействием пищевых добавок на организм, узнали, какой вред те наносят здоровью. Кроме того, на уроке широко пропагандировалась белорусская продукция. Учащиеся играли в деловые игры по маркетингу.
Очень интересно и насыщенно прошел в 10 классе урок отечественной и мировой художественной культуры. Вела его учительница русского языка и литературы С. Н. Калач.
Занятие по интересам «Ритмика и танец» в 4 классе. Под руководством хореографа Н. Н. Балюк и аккомпаниатора М. Ф. Десятик дети с удовольствием отрабатывали танцевальные движения, учились правильно и красиво двигаться, работали над осанкой.
Надо сказать, что такие занятия в СШ № 2 проходят уже давно. В школе имеется шесть групп, в каждой по 12 человек. Специально для занятий оборудован танцевальный класс с зеркалами, и желающих заниматься в нем всегда предостаточно. Результатами довольны как дети, так и родители.
После звонка на перемену все участники семинара собрались в актовом зале, где на рабочий лад их настроила агитбригада «Выбор». «Что такое «хорошо» и что такое «плохо» — так называлось ее выступление. Ребята раскрыли тему влияния вредных привычек на растущий организм в очень интересной сатирической форме. В итоге «мальчик-кроха» сделал для себя соответствующие выводы: «буду делать хорошо и не буду плохо».
Пленарное заседание открыл директор школы Б. Б. Киселевский. Он рассказал, какое значение для охраны здоровья детей и формирования здорового образа жизни имеет система организации учебной и воспитательной деятельности.
— Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет охраны здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об образовании». Следуя этому, общеобразовательная школа вместе с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний должна формировать у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество. А это во многом зависит от определенного резерва физических сил организма ребенка — подчеркнул выступающий.
Наряду с формами и методами по сохранению и укреплению здоровья учащихся Бронислав Брониславович назвал и те неблагоприятные внутришкольные факторы, которые негативно сказываются на здоровье детей.
К ним можно отнести и несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса, и не всегда удовлетворительную организацию питания в школе (в частности, недостаточное обеспечение горячим питанием), и отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья, и недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов, а также недостаток физической активности школьников.
С учетом всех этих аргументов назрела необходимость создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей для согласованного решения общих задач, связанных с заботой о здоровье детей.
Директор заострил внимание на организации медицинских осмотров учащихся, озвучил их результаты, которые также не могут сегодня не настораживать.
В заключение своего выступления Б. Б. Киселевский призвал собравшихся с большим вниманием отнестись к оздоровительному потенциалу образовательных учреждений и направить все силы на то, чтобы дети уходили из школы во взрослую жизнь здоровыми и физически, и духовно.
О методическом сопровождении здоровьесберегающего процесса в школе рассказала заместитель директора по учебной работе СШ № 3 Л. П. Тумилович. Она выделила основные параметры, относящиеся к здоровьесберегающей организации учебного процесса. А это организация двигательного режима, куда входят все физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, подвижные перемены, физминутки на уроке), внешкольная массовая работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье. Расписание уроков должно составляться с учетом трудности различных предметов, динамики работоспособности и утомляемости школьников.
Со здоровьесберегающей направленностью уроков в обновленной структуре содержания образования ознакомила заместитель директора СШ № 2 им. Н. Массонова Е. С. Качко.
— Для решения поставленной задачи, — подчеркнула выступающая, — учитель должен выйти из привычной в школе роли лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в качестве организатора работы класса и каждого ученика. А всему этому способствует использование педагогических технологий, позволяющих совмещать высокую продуктивность учебного процесса с такими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень здоровья ученика. Задача любой школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.
Поделился опытом организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, в частности, в патриотическом клубе «Орден чести», учитель физкультуры Вердомичского УПК «Детский сад-СШ» П. В. Снежицкий, а также выступили другие педагоги.
Все выступления на семинаре сопровождались показом слайдов.
Начальник отдела образования О. М. Беляева, обобщив увиденное, поблагодарила участников семинара и пожелала плодотворной работы на местах на благо наших детей.
До начала пленарного заседания участники семинара побывали на открытых уроках.


Занятие по интересам «Ритмика и танец» в 4 классе. Под руководством хореографа Н. Н. Балюк и аккомпаниатора М. Ф. Десятик дети с удовольствием отрабатывали танцевальные движения, учились правильно и красиво двигаться, работали над осанкой.



— Проводимая в стране модернизация школьного образования впервые декларирует «приоритет охраны здоровья учащихся», что и регламентировано Законом Республики Беларусь «Об образовании». Следуя этому, общеобразовательная школа вместе с обеспечением учащихся необходимым уровнем знаний должна формировать у них готовность к безболезненной интеграции во взрослое общество. А это во многом зависит от определенного резерва физических сил организма ребенка — подчеркнул выступающий.
Наряду с формами и методами по сохранению и укреплению здоровья учащихся Бронислав Брониславович назвал и те неблагоприятные внутришкольные факторы, которые негативно сказываются на здоровье детей.
К ним можно отнести и несоблюдение гигиенических требований к организации учебного процесса, и не всегда удовлетворительную организацию питания в школе (в частности, недостаточное обеспечение горячим питанием), и отсутствие индивидуального подхода к учащимся с учетом их психологических, физиологических особенностей и состояния здоровья, и недостаточный уровень гигиенической, физиологической и психологической грамотности педагогов, а также недостаток физической активности школьников.
С учетом всех этих аргументов назрела необходимость создания единого профилактического пространства, обеспеченного взаимодействием педагогов, психологов, медицинских работников, врачей-гигиенистов, учащихся и родителей для согласованного решения общих задач, связанных с заботой о здоровье детей.
Директор заострил внимание на организации медицинских осмотров учащихся, озвучил их результаты, которые также не могут сегодня не настораживать.
В заключение своего выступления Б. Б. Киселевский призвал собравшихся с большим вниманием отнестись к оздоровительному потенциалу образовательных учреждений и направить все силы на то, чтобы дети уходили из школы во взрослую жизнь здоровыми и физически, и духовно.
О методическом сопровождении здоровьесберегающего процесса в школе рассказала заместитель директора по учебной работе СШ № 3 Л. П. Тумилович. Она выделила основные параметры, относящиеся к здоровьесберегающей организации учебного процесса. А это организация двигательного режима, куда входят все физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школьного дня (гимнастика до занятий, подвижные перемены, физминутки на уроке), внешкольная массовая работа, самостоятельные занятия физическими упражнениями в семье. Расписание уроков должно составляться с учетом трудности различных предметов, динамики работоспособности и утомляемости школьников.
Со здоровьесберегающей направленностью уроков в обновленной структуре содержания образования ознакомила заместитель директора СШ № 2 им. Н. Массонова Е. С. Качко.
— Для решения поставленной задачи, — подчеркнула выступающая, — учитель должен выйти из привычной в школе роли лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в качестве организатора работы класса и каждого ученика. А всему этому способствует использование педагогических технологий, позволяющих совмещать высокую продуктивность учебного процесса с такими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень здоровья ученика. Задача любой школы заключается в необходимости помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития. Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.
Поделился опытом организации физкультурно-оздоровительной работы в школе, в частности, в патриотическом клубе «Орден чести», учитель физкультуры Вердомичского УПК «Детский сад-СШ» П. В. Снежицкий, а также выступили другие педагоги.
Все выступления на семинаре сопровождались показом слайдов.
Начальник отдела образования О. М. Беляева, обобщив увиденное, поблагодарила участников семинара и пожелала плодотворной работы на местах на благо наших детей.
Ядвига КОБРИНЕЦ.
Фото Григория ШИРЯЕВА.
Фото Григория ШИРЯЕВА.