В Свислочском историко-краеведческом музее открылась необыкновенная выставка. Такой, пожалуй, еще не было в нашем городе. Автор рукотворных произведений – Мария Кречко, человек невероятно талантливый, самобытный и неординарный. Все ее работы – это произведения искусства, сотворенные руками мастерицы с помощью иголки и нитки. Да, это вышивка! Но какая! Где еще можно увидеть вышитые портреты, которые больше похожи на очень качественные фотоснимки, вышитые копии всемирно известных художников и другие невероятно красивые работы, от которых просто захватывает дух.
Марию я знаю много лет, еще с тех пор, когда она работала в детском саду воспитательницей, а ее дочка и сынок были малышами. Было в ней что-то невероятно искреннее, светлое. С ней так интересно было общаться, слушать ее тихий бархатный голос. С ней всегда было так легко и тепло. С детском саду ее любили дети, и она их очень любила. Отдала любимой работе более 25 лет.
Первая ее выставка в музее была открыта в 2015 году. Называлась она «Мир памяти, мир сердца, мир души». Мария посвятила тогда свои творения памяти любимого мужа Петра.
В книге Колин Маккалоу «Поющие в терновнике» есть такая фраза: «Ибо все лучшее покупается ценой великого страдания». Я не преувеличу, если скажу, что дар Марии Кречко достался именно такой ценой. Впервые она взялась за вышивку, когда любимый муж лежал в реанимации с тяжелым инфарктом. Врач тогда ей сказал: «Если проживет десять дней, будет жить». На все эти дни у Марии пропал сон. Она даже не ложилась в постель. Она, не переставая, молила Бога, чтобы ее любимый выжил и вернулся домой. Ни о чем другом она не могла думать в те дни. Именно тогда в ее темных густых волосах появились первые седые пряди.
Однажды Мария совершенно случайно увидела на рынке схему для вышивания с изображением Божией Матери «Умиление». И ей нестерпимо захотелось вышить эту икону. Она сразу взялась за работу. На канву один за другим ложились маленькие крестики и незримо отражались на большом кресте, где был распят Христос, потому что все мысли, все мольбы Марии неслись к нему. И вот наконец вырисовался Святой Лик Божией Матери. С небольшого кусочка полотна на Марию так спокойно и умиротворенно смотрели глаза Богородицы, и этот покой вливался в душу, вселял надежду и веру в то, что муж обязательно поправится.
Так и случилось. Петр вернулся домой, и снова в нем воцарились радость и счастье. Но, увы, радость была недолгой. Вскоре мужа стали беспокоить почки. Диагноз был неутешительным. Они боролись с болезнью, но она не отступала. Мария снова перестала спать, потянулись долгие дни и ночи, полные страха и тревоги. Мужа мучили страшные боли. Он просто на глазах угасал. Она не отходила от него, всегда была рядом. Успокаивала, поддерживала, благодарила Бога за каждый отнятый у смерти день. Когда муж ненадолго под действием обезболивающего укола забывался сном, Мария садилась вышивать. Только так она могла хоть чуточку успокоиться, отвлечься от постоянных мыслей о неминуемой беде.
В апреле 2014 года Петра не стало. Марии тогда казалось, что она умерла вместе с ним. Она плохо соображала, что происходит вокруг. В голове была только одна мысль: Пети больше нет. Дети очень беспокоились за маму, поддерживали ее, успокаивали, буквально заставляли хоть что-нибудь съесть. Она понимала, что нужно смириться и жить дальше, ради детей, маленького внука. И тогда она снова взялась за вышивку. Теперь в каждом ее крестике было воспоминание. С того далекого дня, когда они познакомились, поступая в одно учебное заведение, и до того дня, когда перестало биться его сердце.
Мария брала в руки пяльцы, канву, иголку с ниткой и время летело вспять. На душе становилось спокойнее, и приходило чувство умиротворения. Каждая ее картина – это отдельная история. В каждой отражается душа мастера, ее чувства, ее переживания, боль, светлые воспоминания о счастливых безмятежных днях, когда любимый человек был рядом. Ее дом тоже напоминает музей. Скоро ни в одной комнате не будет свободного места на стенах: они все увешаны прекрасными картинами талантливой мастерицы. Тематика работ самая разная: «Танец журавлей», «Олени», «Птица Феникс», а сколько картин с цветами! Кажется, дотронься – и почувствуешь шелк лепестка. Очень любит вышивать ирисы. Много картин дарит родным, друзьям.
И вот новая выставка в музее. Она носит прежнее название: «Мир памяти, мир сердца, мир души». За десять лет мастерство Марии Кречко выросло настолько, что ее работы можно назвать шедеврами.
В ее копилке теперь вышитые копии мастеров мировой живописи: «Танец в Буживале» П. Ренуара, «Русская красавица» К. Маковского, «Утро в сосновом бору» И. Шишкина, «Всадница» И. Брюлова. А еще портреты внучат. Только подойдя очень близко, можно увидеть, что это вышивка. Пять портретов малышей с такими ясными глазками, такими милыми личиками. Эти детки – радость и услада бабушки, ее свет и надежда.
Идейный вдохновитель Марии Ивановны – дочь Елена. По профессии она художник. Человек невероятно одаренный многими талантами. Еще в детстве, когда Лена училась в Свислочской детской школе искусств, ее работы выделялись своей неординарностью и колоритом. Девочка занимала призовые места на многих творческих конкурсах. Потом была учеба в колледже искусств, затем в вузе.
Сейчас Елена живет в Гродно, работает в Центре ремесел и наследия. В августе прошлого года в этом же центре была выставка картин Марии Кречко. И имела большой успех. Была самой посещаемой выставкой, а Марию Ивановну торжественно приняли в народный коллектив мастеров народного творчества и художников «Гарадзенскi каларыт». В этот коллектив входит 181 мастер разного рода деятельности. И вот среди них сейчас наша землячка Мария Кречко.
– К вышивке я пришла через боль, – говорит Мария Ивановна. – Первые мои работы – две иконы, которые я подарила потом сыну и дочери. Потом были более простые работы, занималась и алмазной вышивкой. А потом мне захотелось, чтобы в моем доме были картины великих художников. И я воплотила свою мечту в жизнь. Мне нравится и монохромная вышивка. Я ей тоже уделяю много времени. Когда глаза устают, то берусь за что-то более простое. Скатерти вышиваю, салфетки. Я без этого уже не представляю свою жизнь.
– Перед каждой новой работой мама вспоминает отца, – говорит дочь Елена. – Затягивает новую нитку в иголку со словами: «Мой Петя». Уже одиннадцать лет прошло, как нет папы, а она по-прежнему живет им, он незримо всегда рядом. Мама все время в творчестве. Одной работы ей недостаточно. Надо две, три, чтобы переключаться с одной на другую. В одной картине бывает до 70 оттенков. Это поистине ювелирная работа. И планов у мамы много. Она работает над новым своим шедевром, который, к сожалению, не успела закончить, а в планах еще много других. Я помогаю складывать схемы, а она вышивает. И очень придирчива к своим работам. Если что-то не так получается, вновь и вновь начинает сначала, пока не добьется такого результата, который ей нужен.
В день открытия выставки работники музея подарили Марии Кречко расписную тарелку с видами Свислоччины. А участники церковного хора порадовали чудесным песнопением, что, я уверена, еще больше вдохновило талантливую художницу, у которой вместо кисти – иголка с ниткой. Завтра она снова возьмется за пяльцы, представит себе будущий шедевр, тихонечко скажет: «Мой Петя», словно попросит благословления у любимого, и на белую ткань лягут новые крестики.
Ядвига КОБРИНЕЦ
Фото автора