
2 ноября, на третью неделю после Покрова, отмечаются осенние Деды.
Одному афонскому монаху открылось видение: «Была родительская суббота, кончилась Литургия. Одни из присутствующих уже выходили из церкви, а другие остались и стали подходить к кануну -поминальному столику с распятием. Вышел из алтаря священник и произнес: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». И в это время храм наполнился множеством прозрачных теней – женщин, мужчин, детей. Они входили в двери, проникали через окна и стены, бесшумно заполнив весь храм, становясь тесно друг к другу. Наконец, их набралось так много, что реальные молящиеся казались фигурками, ярко нарисованными на фоне этих удивительных теней. Они (тени), подходя в безмолвии, становились у священного алтаря. Некоторые из них как будто становились на колени, другие склоняли головы. Дети-тени протягивали руки к свечам и к рукам молящихся живых.
Вот священник вынул записки и стал называть написанные в них имена. Тогда порывистым, радостным движением выделялись то одна, то другая фигура. Они подходили к тем, кто помянул их, становились рядом. По мере того, как священником молитвенно поминалось вслух по записке «О упокоении» каждое имя, из толпы безмолвных теней выделялось все большее число радостных фигур.
Наконец, когда все записки были прочитаны, оставалось много неназванных – грустных, с поникшей головой. Некоторые из этих душ тревожно посматривали на дверь, словно ожидая, что, может быть, придет еще их близкий (ныне живущий), подаст о них записку и помолиться.
Раздался молитвенный призыв: «Со святыми упокой…», и вся церковь встала на колени. И в это время души, имена которых были помянуты, молились и за присутствующих, и за себя, а те души, о которых забыли, молились лишь за себя.
Когда догорели свечи, и священник прочитал последнюю молитву, тени стали исчезать, оставались в храме только прихожане. На их лицах читались покой, удовлетворение и какое-то радостное обновление».
Велики, святы и глубоко утешительны для усопших такие обряды поминовения Православной Церковью, как панихида, сорокоуст, чтение Псалтири об упокоении. И как грустно бывает тем душам усопших, о ком не молятся их ныне живущие родственники, лишая их не только радости видеть себя незабытыми, но и иметь возможность получать от Бога прощение грехов. Каждый раз, когда священник поминает усопшего на службе, то эта душа получает милость и утешение, приближаясь к Царству Небесному.
Эта всего лишь притча, но в ней сокрыт глубокий смысл: мы, живущие, в неоплаченном долгу перед нашими умершими предками. Долг каждого и состоит в том, чтобы сохранить о них память.
У нас, белорусов, к огромному счастью, имеется такая возможность вспоминать своих умерших родственников, молится о них. Помимо родительских суббот есть еще две значимые даты – это Радоница (по-белорусски Радаўніца) и Осенние Деды (Восеньскія Дзяды). Это уже устоявшиеся поминальные дни, которые выпадают на конкретное число православного календаря. Так, Радоница – это вторник, девятый день после Пасхи, Светлого Христова Воскресения, а Деды – 2 ноября, а это третья неделя после Покрова. Мы верим в красивую легенду о том, что души наших предков весной прилетают к нам на крыльях птиц, а осенью снова улетают с птицами обратно, в свой невидимый мир – Навь, потусторонний, загробный. Мир живым, не явленный. Все, что мы зрим вокруг себя, это и есть Явь. Каждый человек (особенно верующий) понимает, что мир невидимый не изолирован от мира видимого. Между тем и другим существует общение, которое выражается в молитве, памяти и заботе. Никто не может отрицать возможности такого общения между живыми и умершими, так как тому есть подтверждение и Евангелия, и Церкви.
Поэтому в эти особые дни мы идем в храм, чтобы еще раз вознести молитву о тех, кого знали, кого любили, кого по-прежнему помним, потому что искренняя молитва, идущая от сердца, помогает им, ушедшим в мир иной, помогает нашим родным и близким.
Потом, после молитвы, идут люди на кладбище, которое является не просто местом захоронения. Кладбище считается сакральным местом, где увековечена память об ушедших поколениях. Это своего рода еще и вход в другой мир.
За несколько дней до этих значимых дней родственники обязательно наведут порядок на могилах своих предков. А в тот особый день принесут цветы (хорошо, если живые, Церковь против искусственных цветов, мертвых), зажгут свечи, снова помолятся о них, кто когда-то жил, был рядом, радовал своим присутствием. И возникнут в душе, в сердце образы родных, тех, кого любил, кем дорожил, о ком по-прежнему помнишь и всегда словом добрым вспоминаешь за поминальной трапезой.
Семейный ужин в этот день не является рядовым, обыденным. По возможности все члены семьи собираются вместе за общим столом. Зажгут свечу, прочитают молитвы. Накроют стол. По традиции количество блюд нечетное, но главными остаются кутья, взвар, блины. На стол также поставят тарелку, и первая ложка кутьи предназначается тем, о ком пойдет дальнейшая беседа. Разговор тихий, неспешный, воспоминаются «дзяды», их добрые поступки, хорошие дела. Все мысли о них, о родных людях, но которых уже нет с нами.
Осенние Деды – это особое время в году для поминовения предков, время встречи со всеми покровителями своего рода, время соединения с силой рода своего. Это та память, которая помогает жить и гордиться своими «дзядамі». Память эта сильна, потому что она не позволяет прерываться роду человеческому. Никогда.
Валентина ХАМЧУК
Фото носит иллюстративный характер